Ходкевичи


Ранняя историография строила предположения о происхождении рода на основании легендарных известий[1]. Так в XVI—XVII веках род обычно рассматривался как имеющий литовское происхождение. Впервые эта точка зрения встречается в полемическом сочинении «Беседа поляка с литвином» (1564 или 1565), приписываемом виленскому войту Августину Ротундусу. Согласно «Беседе», Ходкевичи являются древним литовским родом, ведущим своё происхождение от некого Хоцки[2]. Историк второй половины XVI века Матей Стрыйковский выводил происхождение Ходкевичей от жемайтского боярина Борейки[3]. Аналогичную версию приводит и историк-иезуит XVII века Альберт Виюк-Коялович, дополнив её сведениями, что Борейко был придворным литовского князя Витеня и славился своей силой, храбростью и быстротой походки, от которой его род и прозвали Ходками[4]. Легендарную версию происхождения рода приводили и польские генеалоги XIX века Станислав Коссаковский и Теодор Жихлинский[5].

Первая попытка критического рассмотрения происхождения Ходкевичей была предпринята польским геральдистом конца XIX — начала XX века Адамом Бонецким, обратившим внимание на упоминание в документе от 1436 года некого Ходки Юргеовича, а также на письмо князя Ивана Дмитриевича Бельского к Григорию Ходкевичу от 1567 года, в котором упоминается, что Ходкевичи происходили из киевских бояр[6][7]. Впрочем, современный литовский историк Генуте Киркене отмечает, что в письме киевскими боярами названы сами Ходкевичи, то есть речь об их происхождении не идёт[5]. Ею выдвинута версия о происхождении Ходкевичей от бояр гродненской земли.

В научной историографии XIX века происхождение Ходкевичей прочно связывалось с киевским боярством. Российский историк Матвей Любавский уже уверенно называет Ходку Юрьевича боярином из Киева и связывает его появление среди правящего боярства с именем великого князя Свидригайло[8]. Тезис о киевском происхождении Ходкевичей является доминирующим и в историографии XX века, что находит подтверждение в энциклопедических изданиях[9][10][11][12][13].

Польский историк XX века Оскар Халецкий обратил внимание на то, что Ходка Юрьевич участвовал в заключении Кристмемельского договора 1431 года, под которым его печать с гербом «Косцеша», тогда как договор был заключён ещё до издания Трокского привилея 1434 года, по которому право владения гербами было распространено на боярство русских земель. В связи с этим Халецкий считал, что Ходка происходил не из киевских бояр, а из русского боярства «Литвы ближней» (польск. Litwa ściślejsza)[14], не уточняя, что он понимает под этим термином[15]. Генрих Ловмянский предположил, что, происходя из Киева, Ходка мог владеть гербом, так как, возможно, вёл свой род от литовского боярства, что, по его мнению, находило подтверждение в легендарных известиях о происхождении Ходкевичей от рода Борейко[16].