Холмский морской торговый порт


Холмский морской торговый порт (официально — Публичное акционерное общество «Холмский морской торговый порт», сокращённо — ПАО "ХМТП"[1]) — стивидорная компания в российском морском порту Холмск.

До Русско-японской войны в гавани, где сейчас находится порт, были рыбные промыслы. После войны японские власти сразу обратили внимание на выгодное положение незамерзающей бухты. При сдаче рыболовных участков на 1906 год японцы закрыли рыбные промыслы непосредственно в бухте Маока, так как здесь началось строительство порта[2]. Первые гидротехнические сооружения были созданы в 1909—1910 годы, основные сооружения создавались в 1935—1938 года[3]. Во времена губернаторства Карафуто порт Маока считался, наряду с Отомари, главным портом, через который шёл поток переселенцев и грузовое сообщение, особенно зимой, когда порт Отомари замерзал. Во время Советско-японской войны в порту был высажен десант, освободивший сначала город, а затем и районы Южного Сахалина.

В советские времена порт получил бурное развитие во время строительства паромной переправы Ванино — Холмск, имеющей важнейшее значение для связи острова с материком и по сей день. В 1992 году был приватизирован, образовано ОАО «Холмский морской торговый порт». С 2007 года 100 % акций порта принадлежат юридическим и физическим лицам[4]. 29 марта 2018 компания преобразована в ПАО "Холмский морской торговый порт"[1]. С 21 ноября 2018 года Советом директоров генеральным директором ПАО "Холмский морской торговый порт" назначен Землянухин Виктор Николаевич.[5]

Холмский морской торговый порт расположен на западном побережье южной части острова Сахалин, в вершине незамерзающего залива Невельского, связан с областным центром железной и автомобильной дорогами. Круглогодичная навигация, наличие паромно-железнодорожного сообщения с материком, обеспечивает порту первостепенное значение в осуществлении транспортных связей островной области с другими регионами России. Для плавания судов он открыт круглый год. Лёд держится с начала января до середины марта, но плаванию не препятствует. Акватория порта Северным и Южным молами и прямой линией, соединяющей их конечности, делится на внутреннюю акваторию, на которой расположена гавань торгового порта, и внешний рейд[4]. В Восточном ковше базируется яхт-клуб. Имеется несколько железнодорожных веток (до 17 веток) до станции Холмск-Сортировочный.

Морской торговый порт состоит из 9 причалов общей протяжённостью 858,4 м. Из них 7 причалов являются грузовыми (3 универсальных и 2 специализированных паромных) и 2 вспомогательными. Причалы оборудованы железнодорожными путями, что позволяет производить перегрузочные работы по прямому варианту как в сахалинские, так и материковские вагоны[4][6].