Храм Всех Святых на Кулишках


Частица мощей Святителя Николая Чудотворца;Крест-распятие, являющееся исключительным произведением искусства;иконостас;Тихвинская икона Божией Матери; икона Божией Матери «Знамение»; икона Божией Матери «Одигитрия-Сумела»; икона Божией Матери «Милостивая»; икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; икона мученика Андрея Стратилата; частицы мощей древних святых угодников: преподобномученицы Параскевы из Рима;мученика Трифона из Апамеи; великомученика Маманта из Гангры Пафлагонской;великомученика Мины из Египта;священномученика Антипы епископа Пергамского; святого апостола Филимона; преподобного Онисифора;великомученика Артемия;священномученика Харалампия из Магнезии Фессалийской;священномученика Поликарпа епископа Смирнского;святого апостола Филиппа;

Храм Всех Святы́х на Кули́шках — православный храм Покровского благочиния Московской епархии. В 1999—2019 годах — подворье Александрийской православной церкви.

Храм расположен на Славянской площади, недалеко от Китай-города. Несмотря на значительный уровень культурного слоя (отчасти снят с северо-востока), церковь продолжает определять архитектурный облик Славянской площади. В нескольких метрах от алтарной части храма устроен вход (№ 8) на станцию метро «Китай-город».

Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В русских летописях под 1364 годом при описании большого московского пожара (получившего впоследствии название Всесвятского), церковь Всех Святых упоминается как уже существующая. В конце XVIII века в путеводителях по Москве появилось предположение о связи строительства храма с увековечиванием памяти воинов, павших 8 сентября 1380 года на Донском побоище. В XIV веке место, выбранное для церкви, было недалеко от границы Москвы и слово кулишки стало синонимом местонахождения «на краю земли»; теперь это исторический центр Москвы.

Фраза «у чёрта на куличках», как считается, связана с событиями 1666 года, когда в богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила, беспокоившая обитательниц богадельни своими проказами. Попытки изгнать нечистого духа силами монахов только раздражали его, так что он «стал обличать их самих в разных беззакониях». Избавиться от демона удалось лишь вмешательством призванного из Флорищевой пустыни иеромонаха Илариона (впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский), который «семь недель с двумя иноками там подвизался в молитвах»[1].

Сейчас выражение «к чёрту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Современная форма, как обычно полагают и как считал ещё Владимир Даль, представляет собой переделку более старого выражения «к черту на кулижки», возникшую в результате подмены ставшего узкодиалектным слова кулижки «лесные полянки, острова на болоте» и созвучным существительному кулички «кулички, пасха»[2].