Хранитель престола


Хранитель престола (или блюститель престола; сир. ܢܛܪ ܟܘܪܣܝܐ, nāṭar kursyā, на́тар курси́я) — назначаемый преемник правящего патриарха в Церкви Востока. Первоначально хранитель престола должен был управлять церковью в период между смертью одного патриарха и избранием нового. В первой половине XV века, при патриархе Мар Шимуне IV Бассиди[en] католикосат Церкви Востока стал наследственным в семье Бар Мама[1][2]. Таким образом новый католикос должен был избираться из семьи предыдущего. Данный обычай стал традиционным для Ассирийской церкви Востока вплоть до второй половины XX века, за исключением иерархических линий, находившихся в унии с Римско-католической церковью[3]. Практика наследственной передачи патриаршества Ассирийской церкви Востока была фактически прекращена в 1976 году избранием католикоса-патриарха Мар Дынхи IV[4].

Первоначально хранителю престола было поручено управлять церковью в период между смертью одного патриарха и избранием нового. В 554 году епископ Кашкара[en] получил особый статус и полномочия организовывать избрание нового патриарха[5]. С XIV века функцию управления церковью во время вакансий между смертью католикоса-патриарха и избранием его преемников выполняли митрополиты Бет-Хузайе[en][3]. В первой половине XV века, при патриархе Мар Шимуне IV[en] католикосат Церкви Востока стал наследственным в семье Бар Мама[1][2]. По мнению российского исследователя Н. Н. Селезнёва причинами введения данной практики стали трудность организации собрания епископов для выборов предстоятеля и возрастающее родовое сознание[2].

Мар Шимун и его преемники, вопреки каноническому праву, назначали на эту должность, обычно своих племянников[6]. Данная традиция наследования прочно укоренилась после 1552 года среди патриархов Ассирийской церкви Востока, за исключением иерархических линий, находившихся в унии с Римско-католической церковью[3].

В 1551 году католикос-патриарх Мар Шимун VII Ишояб[en] в соответствии со сложившейся традицией наследования патриаршего престола от дяди к племяннику, назначил своим преемником ребёнка восьмилетнего возраста[2] — Шимуна Дынху[7]. Недовольство некоторых епископов таким порядком, привело в следующем году к тому, что на соборе в Мосуле они вместе с духовенством, монахами и делегатами-мирянами от каждого региона[8], избрали новым патриархом настоятеля монастыря Раббана Ормизда Юханнана Сулаку, который принял имя Шимун VIII[7]. В 1553 году Шимун VIII Сулака, прибыл в Рим, принял католическое исповедание веры, епископское рукоположение и был назначен «патриархом халдеев» папой Юлием III[7]. Фактически это привело к расколу и разделению некогда единой Церкви Востока на католическую и некатолическую фракции[8]. Сторонники наследственной передачи патриаршего титула сохранили автокефалию и доэфесское вероучение. Cторонники выборов предстоятеля церкви вступили в юрисдикционное и вероучительное единство с Римско-католической церковью[9].