Христианский пацифизм


Христиа́нский пацифи́зм (от лат. pacificus — умиротворяющий, от pax — мир и facio — делаю) — мотивированное христианскими убеждениями отрицание войн и насилия как способа разрешения общественных и/или личных конфликтов. Основой для таких взглядов и поведения является признание безусловного характера евангельского принципа «непротивления злу насилием», впервые представленного в «Нагорной проповеди» Иисуса Христа (Новый Завет, Евангелие от Матфея, 5-я глава, ст. 38-39).

Идеи миролюбия и осуждения насилия отчётливо выражены в Новом Завете[1]. «Отцы церкви» (Климент Александрийский, Ориген и другие) считали военную службу неприемлемой для христиан.

После обретения христианством статуса официальной религии Римской империи пацифистские идеи в Церкви постепенно исчезли. Взамен Августин выдвинул доктрину «справедливой войны», получившей официальное одобрение церковной иерархии[2]. В дальнейшем богословие «справедливой войны» было проработано Фомой Аквинским и окончательно оформлено в трудах Франсиско Суареса[1].

В различное время подобных взглядов придерживались донатисты, вальденсы, катары, францисканцы, лолларды, социниане[3]. Пацифистские идеи озвучивали такие представители Реформации, как Эразм Роттердамский и Себастьян Франк. Позднее в качестве вероучительного догмата пацифизм был принят в ряде протестантских течений: швейцарские братья[de], чешские братья, гуттерское братство, меннониты, квакеры, гернгутеры[1][4], шейкеры, данкеры, амиши, адвентисты седьмого дня. Пацифизма придерживается значительная часть евроазийских евангельских христиан, баптистов, пятидесятников и мессианских евреев.

Пацифизма придерживается ряд религиозных течений, которые не разделяют традиционных церковных догматов: универсалисты, Свидетели Иеговы, духоборы, толстовцы, либеральные христиане (как Альберт Швейцер) и др. В настоящее время как отдельные приверженцы пацифизма, так и целые организации существуют в рамках абсолютного большинства христианских конфессий, включая как традиционные (католицизм и православие), так и протестантские Церкви (англиканство, лютеранство, пресвитерианство, баптизм, методизм и др.).

До начала XX века христианские пацифисты в различных странах часто подвергались преследованиям как со стороны светских властей, так и со стороны религиозных лидеров. Однако в результате катастрофических последствий Первой и особенно Второй мировых войн это движение окрепло[1]. Во многих странах, в том числе и в современной России, за христианскими пацифистами признано право на прохождение альтернативной службы.