Хроника пикирующего бомбардировщика (альбом)


«Хроника пикирующего бомбардировщика» — четырнадцатый студийный магнитоальбом советской группы «Коммунизм», записанный в 1990 году. Альбом был признан не только одним из лучших за всю историю проекта (в том числе и с точки зрения самих авторов[1][2]), но и предтечей будущего психоделического проекта Летова «Егор и Опизденевшие»[1].

Альбом включён в сводку «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. Переиздан на LP в 2011 году.

Начиная с альбомов «Чудо-музыка» и «Народоведение», Летов и Рябинов (Кузя Уо) активно экспериментировали с нойзом и конкретной музыкой, создавая всё более и более экспериментальные альбомы, где зачастую музыканты использовали не собственные записи, а заимствованную музыку из разных пластинок, коих у Летова и Рябинова было достаточно. Так прошёл почти весь 1989 год: в то время, как Рябинов и Летов сочиняли песни для новых альбомов «Гражданской обороны», в «Коммунизме» они позволяли себе находить звуковую форму, заимствуя её из других музыкальных произведений, или же обходились даже без музыки. Ближе к концу 1989 года проект «Коммунизм» возвратился к своим «истокам», когда собственное творчество музыкантов и их художественные опусы на стихи и музыку других поэтов и композиторов совмещались в одном альбоме. «Хроника пикирующего бомбардировщика» была записана в декабре 1989 года и сведена в январе 1990 года. Помимо Летова и Рябинова, в записи принимали участие Янка Дягилева, Анна Волкова («Нюрыч»), Игорь Жевтун, Сергей Зеленский, Аркадий Климкин, а также в альбом вошли раритетные записи с участием Дмитрия Селиванова и Евгения Лищенко, на момент выпуска альбома уже покойных.

Музыка последнего альбома резко отличалась от предыдущих альбомов «Коммунизма»: в «Хронике…» преобладал гитарный фолк с психоделическим уклоном. Особая роль в звучании была доверена Янке Дягилевой, сыгравшей и исполнившей песни «Белый свет» Танича, «Ничего не вижу» Фельцмана-Ошанина и народную «Сад зелёненький», а также песню собственного сочинения «Нюркина песня», что приблизило максимально звучание альбома к фолку. Возможно, по этой причине в первое издание альбома не вошли нойз-роковые композиции «Только бы не пёрнуть теперь» авторства Жевтуна и «Гавна-пирога» авторства Кузи Уо. В альбом вошла более мягкая, акустическая версия последней песни.