Нойз-рок


Нойз-рок (англ. Noise rock или Нойз-панк[1], англ. noise punk) — музыкальный жанр, стиль рок-музыки, относящийся к экспериментальным и альтернативным её ветвям; возник в 1980-е годы как экспериментальное ответвление панк-рока. Нойз-рок является смесью панк-рока с характерными для раннего индастриала и нойза атональным шумом и нетрадиционными структурами песен[2][3]. Иногда данный жанр описывают таким термином, как «нойзкор»[3][4].

Примером раннего, классического нойз-рока могут послужить дебютные альбомы Pixies, Sonic Youth, Swans, The Birthday Party и Flipper. В дальнейшем, под влиянием таких команд, как Big Black, Butthole Surfers и Scratch Acid, нойз-рок сроднился с постхардкором и (позже) мат-роком, а группы вроде вышеупомянутых Sonic Youth и Dinosaur Jr. повлияли на становление гранжа.

Нойз-рок совмещает рок с нойзом, обычно с использованием рок-инструментов и также большого количества дисторшна, электронных эффектов, той или иной степени атональности, импровизации и белого шума[5]. Нойз-рок-музыканты стремятся быть более абразивными, иногда для комического эффекта, а иногда и для утверждения, всегда сосредоточивая внимание на самой силе звука. В то время как большинство нойз-рок-исполнителей концентрируются на чрезвычайно громких звуках, которые издают искажённые электрогитары, некоторые также используют такие электронные инструменты, как перкуссия или добавляют общую какофонию[6].

Раннее влияние на жанр оказали The Velvet Underground и The Stooges, эксперименты Дэвида Боуи и Капитана Бифхарта, фри-джаз Орнетта Коулмана и композиторы XX века Арнольд Шёнберг, Карлхайнц Штокхаузен и Джон Кейдж. Символом нойз-рока является группа Sonic Youth, которая сделала популярным своё звучание в конце 1980-х, во времена альтернативного рока. Главной особенностью звучания является то, что большая часть шума в нойз-роке исходит из обратной связи, создаваемой электрической гитарой и усилителем.

В ответ на New Wave, No Wave музыканты начали избегать мелодичных приемов и куплето-припевочную структуру традиционной поп-музыки, взамен используя примитивные блюзовые ритмы, или же чистую импровизацию. Teenage Jesus And The Jerks, DNA и Mars принимали участие в известной компиляции 1978 года No New York, записанной Брайаном Ино. Другой ключевой фигурой этого периода был Гленн Бранка из No Wave группы Theoretical Girls. Его композиции, состоящие из баса, ударных и нескольких гитар, ревербируя, создавали мрачные атональные звуки. Два гитариста из Sonic Youth, Ли Ранальдо и Тёрстон Мур, играли для Бранки в 1980-х.