Хёпкер-Ашоф, Херманн


Херманн Хёпкер-Ашоф (нем. Hermann Höpker-Aschoff; 31 января 1883, Херфорд, Германская империя — 15 января 1954, Карлсруэ, ФРГ) — немецкий и западногерманский юрист и государственный деятель, председатель Конституционного суда ФРГ (1951—1954).

Представитель вестфальской буржуазной семьи, его отец был фармацевтом, членом городского совета и чиновником, мать была дочерью торговца. Воспитывался в духе строгого протестантизма и национал-либеральных политических взглядов. Изучал право и экономику в университетах Йены, Мюнхена и Бонна.

В 1907 г. ему была присвоена степень доктора права, через три года он поступил на прусскую судебную службу, работал в городах Флото и Хёкстер. Во время Первой мировой войны служил в качестве офицера запаса в артиллерийском полку. Позже он был земельным судьей в Бохуме, а с 1921 г. — членом верховного суда в Хамме.

В Веймарской республике состоял в Немецкой демократической партии (НДП). В 1921 году он был избран в прусский ландтаг, с 1930 по 1932 г. был членом рейхстага.

В 1925 г. был избран премьер-министром Пруссии, однако отказался от этой должности и в 1925—1931 годах занимал пост прусского министра финансов. На этом посту ему удалось сбалансировать бюджет, в том числе благодаря тому, что он умел отстаивать свою позицию, невзирая на мнение других членов кабинета и представителей крупного бизнеса, являлся убежденным сторонником комплексной фискальной реформы. В 1929—1931 годах, ознаменованных началом мирового экономического кризиса, играл ведущую роль в развитии политического либерализма. Также способствовал слиянию НДП с Народным национальным союзом, Младогерманским орденом в Немецкую Государственную Партию, однако эти усилия не привели к серьезному положительному результату.

Следуя своим унитаристским убеждениям, выступил в поддержку так называемого «договора Брауна и Брюнинга» и призвал к созданию «авторитетного правительства на парламентской основе». Также считал необходимым включение прусского премьера в состав германского кабинета в качестве министра без портфеля. Однако все его идеи так и не воплотились в жизнь из-за межпартийных разногласий. Провал этих усилий в 1931 г. способствовал его отставке и уходу из политики. Однако главной причиной послужило то, что он вступил в конфликт с другими министрами правительства и ассоциациями госслужащих из-за запланированной оптимизации расходов на содержание управленческого аппарата. В последние годы существование республики он выразил скептицизм по отношению к парламентской демократии. После так называемого «прусского переворота» он безуспешно вел переговоры с правительством Рейха о восстановлении конституционного порядка от имени свергнутого земельного правительства.