Царская охота


«Царская охота» — советский исторический художественный фильм-драма, поставленный в 1990 году режиссёром Виталием Мельниковым по одноимённой пьесе Леонида Зорина.

Первый (второй по хронологии событий) фильм исторической трилогии Виталия Мельникова «Империя. Начало». Существует в двух версиях: оригинальной (127 минут) и сокращённой (104 минуты).

В 1775 году, вскоре после казни Пугачева, глава тайной канцелярии Российской Империи Шешковский приносит Екатерине II тревожную весть — по Европе путешествует авантюристка, называющая себя княжной Таракановой, смущая владетельных особ, даже монархов, рассказами о том, что она на самом деле дочь Елизаветы Петровны и законная наследница российского престола. Императрица, урождённая принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербсткая, не имеющая на российский престол кровных прав и взошедшая на него лишь в результате дворцового переворота, в ходе которого был сначала отстранён от власти и арестован, а затем при сомнительных обстоятельствах умер её муж, Пётр III, находится в постоянной тревоге за своё положение.

За бурной деятельностью смутьянки Екатерина подозревает интриги недовольных разделом Польши европейских дворов и польских магнатов.

Известно, что девица, называющая себя «Елизаветой Всея Руси», когда-то обращалась к графу Алексею Орлову-Чесменскому, младшему брату многолетнего фаворита Екатерины. Екатерина вызывает Алексея к себе и предлагает ему без шума обезвредить самозванку, использовав свои таланты дамского угодника. Алексей соглашается, тем более, что его брат незадолго до этого получил отставку после более чем 15-летних отношений с Екатериной, и пошатнувшееся было влияние семьи Орловых надо поддержать.

Живущая в Ливорно Елизавета, новоявленная княжна Тараканова, тяготящаяся своим шатким положением красивая и одинокая женщина, увлекается прибывшим к италийским берегам во главе русской эскадры Орловым, и после пылкой недели страсти следует за ним на русский корабль. Орлов, чтобы отвлечь внимание союзников самозванки, изображает безумную влюблённость и даже организует венчание на борту корабля, обещая своей новоявленной жене Российский трон. На деле же обряд совершает ряженый матрос, а после церемонии соратники Орлова заключают княжну под стражу. Но во время ареста несчастная женщина думает не о себе, а о спасении Орлова, которого также считает арестованным. Пленницу переправляют в Россию и заключают в Петропавловскую крепость, где она проводит последние месяцы жизни, так и не раскрыв тайны своего настоящего имени и происхождения. Орлов, до конца выполнивший долг верноподданного, получает свою награду — ночь с российской императрицей. В итоге от графа отворачивается даже приближённый пьяница-пиит Кустов и, оставшись в одиночестве, Алексей осознаёт, что в погоне за властью и влиянием потерял настоящую любовь.