Цезаропапизм


Цезаропапи́зм, также цезарепапи́зм (от лат. caesar — «цезарь» и лат. papa — «папа») — термин, введённый латинской, романогерманской, западноевропейской, римокатолической историографией XIX века для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в Христианской империи, в которых глава государства (император) считался главой Церкви, также политическая система[1]. Фактически это отражало не столько реалии Византии той, древней эпохи, сколько точку зрения историков XIX века на эти реалии.

Согласно этой точке зрения цезарепапизм впервые проявляет себя в Христианской, Римской и Византийской империи при императоре Юстиниане I, которого западноевропейские христиане XIX века, в отличие от древних христиан Византии уже не считали святым.

Также ряд современных светских религиоведов и протестантов считают, что цезарепапизм начал появляться уже при первом христианском императоре Константине I и его династии, и затем при Феодосии Великом (347–395 годы) и получил только формальное закрепление в Кодексе Юстиниана.

Термин цезаропапизм (как и антагонистический термин папоцезаризм, обозначающий право главы Церкви на верховную светскую власть) прослеживается с середины XVIII в., когда он стал употребляться в критике со стороны протестантских богословов в отношении предшествовавших им конфессий, в которых важную роль играла иерархия и уважительное отношение к действующей, светской власти — древнего христианства, названного позднее восточным, православным, греческим и русским христианством и более позднего, папского христианства, римокатоличества.

В реформированном христианстве была принята концепция разделения светских и духовных властей, вплоть до полной их несовместимости. С точки зрения этой концепции любые отношения государственной власти с церковной считались неоправданными и были названы цезаропапизмом. В течение XIX в. этот термин в основном применялся в отношении древней Византии и византийских традиций и приобрел уничижительный оттенок.

Сама же, древняя христианская, восточная, византийская традиция опираясь на отцов Церкви наоборот признаёт идеалом соединение (неслиянное) и соработничество государственной и церковной власти («симфонию властей»), хотя и не отрицает злоупотреблений этим принципом в истории (Поддержка евсевианства Константином Великим и его династией, монофелитские, иконоборческие и униатские императоры Византии, провозглашение императора главой церкви в Российской империи). Эти злоупотребления вполне могут классифицироваться как цезарепапизм фактически им и являясь, хотя формально аппелируя к древнему, восточному, византийскому, греческому и русскому пониманию христианства.