Центральный автовокзал (Москва)


Автовокзал «Центральный»[1] (также «Щёлковский»; разг. Автовокзал[2], «Щелчок»[3]) — автовокзал Москвы[4], обслуживающий международные и пригородные автобусные маршруты.

«Центральный» расположен в районе Гольяново Восточного административного округа на пересечении Щёлковского шоссе с Уральской улицей, рядом со станцией метро «Щёлковская». Состоит из двух территорий: под эстакадой шоссе и в многофункциональном комплексе «Щёлковский», открытом в 2020 году. Из здания отправляются только дальние рейсы, а ближние отправляются с необорудованной площадки под эстакадой шоссе. С июня 2021 года автовокзал «Центральный» находится в ведении ГУП «Московский метрополитен».

Проект строительства первого московского автовокзала появился в 1964 году. Выбор места для его строительства (пересечение Щёлковского шоссе с Уральской улицей) был обусловлен близостью к станции метро «Щёлковская», близостью к МКАД, а также близостью к месту пересечения Щёлковского шоссе с автострадами, по которым проходит наибольшее количество загородных маршрутов: на Нижний Новгород, Ярославль, Кострому, Иваново, Владимир, Ковров и другие города. Авторы проекта предварительно изучили отечественный и зарубежный опыт строительства подобных сооружений. Согласно первоначальному проекту, автовокзал был рассчитан на то, чтобы в сутки отправлять и принимать 340 автобусов и 200 маршрутных такси. Перроны были рассчитаны на единовременное отправление 12 и прибытие 8 автобусов. Проектный пассажиропоток составлял 14800 человек в сутки[5].

Здание автовокзала было построено в конце 1971 года по проекту архитекторов А. Рочегова, В. Нестерова, В. Гинзбурга, В. Гутнова, инженера Я. Гельмана и других. Это был первый автовокзал города. В состав комплекса автовокзала вошли пассажирское здание, платформы отправления и прибытия автобусов, здание механизированной мойки автомашин, стоянки такси и другие сооружения[6]. В середине 1970-х годов с автовокзала отправлялось около 70 междугородних автобусных маршрутов. Его пассажиропоток составлял более 8000 человек в день[7].

Для пассажирского здания были характерны простые очертания и строгие архитектурные формы[6]. Одну из стен зала ожидания украшала многоцветная мозаика «Моя Родина» работы художника Ю. К. Королёва[8][9].

К 2010-м годам, по утверждению московских властей, Щёлковский автовокзал перестал отвечать требованиям безопасности и комфорта. В связи с этим в январе 2017-го Москомархитектурой был утверждён проект нового здания[11][12]. В соответствии с этим проектом на месте старого автовокзала планировалось построить многофункциональный комплекс, совмещающий автовокзал и торгово-развлекательную зону[13].