Церковно-археологический кабинет


Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» — церковный музей при Московской духовной академии, носящий имя патриарха Алексия I и имеющий в своём собрании обширную коллекцию иконописи, религиозной живописи, скульптуры, графики, шитья, нумизматики, произведений мелкой пластики, рукописных и старопечатных книг. С 1880 по 1918 годы назывался Церковно-археологическим музеем.

Возникновение Церковно-археологического музея при Императорской Московской духовной академии профессор церковной археологии и литургики А. П. Голубцов относит к 1814 году, когда в собственность Академии поступили два портрета императриц Елизаветы II и Екатерины II. К середине XIX века академия уже имела достаточно богатую нумизматическую коллекцию.

Новую жизнь в дело собирания церковных древностей вдохнул выдающийся историк и археограф, ректор академии протоиерей Александр Васильевич Горский, который поддержал идею создания академического музея, впервые высказанную известным церковным историком Е. Е. Голубинским.

8 октября 1871 года, по распоряжению ректора, протоиерея Александра Горского, одно из помещений библиотеки академии было приспособлено для экспонирования небольшой коллекции монет, древних икон, картин, а также книг, поступивших из собрания библиотеки Святейшего Синода. 12 сентября 1880 года Святейший Правительствующий Синод утвердил учреждение Церковно-археологического музея при Московской академии. В 1892 году, по ходатайству заведующего музеем, преподавателя Церковной археологии и литургики профессора А. П. Голубцова, музей был переведён в помещение бывших Царских чертогов.

После октябрьского переворота 1917 года Церковно-археологический музей Московской духовной академии прекратил своё существование. На основании декрета от 5 декабря 1918 года коллекция церковных древностей была реквизирована и в феврале 1919 года поступила в ведение Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения. Позднее она вошла в состав организованного в апреле 1920 года Сергиево-Посадского историко-художественного музея, но документальных сведений об этом не сохранилось.

Воссоздание академического музея связано с возобновлением деятельности Московской духовной академии и семинарии и возвращением их в 1948 году в Троице-Сергиеву лавру. В первом полугодии 1948 года работу по созданию музея возглавил студент IV курса Константин Нечаев и воспитанник II класса семинарии Алексей Остапов. Работы находились лишь в начальной стадии, о чём свидетельствует запись помощника инспектора от 2 марта 1949 года: