Черкес, Даниил Яковлевич


Дании́л Я́ковлевич Черке́с (31 августа 1899, Москва — 9 июня 1971, там же)[1] — советский художник-маринист, портретист, мастер натюрморта и пейзажа, плакатист. Художник-мультипликатор, стоял у истоков мультипликационного кино наряду с И. Ивановым-Вано, Ю. Меркуловым, Н. Ходатаевым, З. Комиссаренко. Сорежиссёр первого детского игрового фильма с элементами мультипликации «Сенька-африканец» (1927), художник в Первом театре РСФСР под руководством В. Э. Мейерхольда.

Родился в Москве. Пристрастие к рисованию унаследовал от отца-художника, большого любителя, собирателя и знатока живописи[2]. Его превосходная коллекция всегда была доступна юному Даниилу Черкесу, — уже тогда он заинтересовался творчеством А. А. Иванова[2].

Увлечение живописью переплеталось с мечтой стать моряком. Однако первое взяло вверх — и в 1918 году Черкес ушёл с кораблестроительного отделения политехнического института в Петрограде и поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую С. В. Малютина, ассистентами которого были П. Д. Корин и В. Н. Яковлев[2].

В 1919 году регулярные занятия живописью были прерваны: Черкес ушёл добровольцем в Красную армию, где получил направление на только что организованные курсы командного состава[2]. После демобилизации Черкес работал в Первом театре РСФСР под руководством В. Э. Мейерхольда в качестве художника-декоратора и художника-монтировщика сцены[2]. Мейерхольд по-человечески и творчески увлекал Даниила Яковлевича. В спектакле Мейерхольда «Зори» по пьесе Верхарна Черкес работал художником-постановщиком[3].

Во ВХУТЕМАС Черкес вернулся в 1922 году, выбрав мастерскую Петра Кончаловского — зятя Василия Сурикова[2]. В 1923 году окончил обучение программным пейзажем, написанным в подражание А. А. Иванову[2]. Первые годы после окончания ВХУТЕМАСа были насыщенными разнообразной деятельностью: Черкес работал в «Музгизе» и «Молодой гвардии»[2].

В 1925 году с приходом на киностудию «Межрабпом-Русь» его судьба переменилась. По словам кинорежиссёра Эдуарда Назарова, Черкес «входил, если можно так сказать, в „Могучую кучку“ мультипликаторов, которые пришли в мультипликацию после окончания ВХУТЕМАСа»[4]. Вместе с И. П. Ивановым-Вано и Ю. А. Меркуловым Черкес принял участие в создании первого советского рисованного мультипликационного фильма «Каток» (1927). По мнению Э. Назарова, «Графике и пластике этого фильма завидуют до сих пор мультипликаторы нашей страны!» По словам Семёна Гинзбурга, «Успех изобразительного решения фильма „Каток“ состоял в том, что в нём было уловлено верное соотношение между рисунком и движением»[5]. В том же 1927 году Черкес снял в качестве сорежиссёра-постановщика и художника-мультипликатора детский художественный фильм «Сенька-африканец» (или «Крокодил Крокодилович»). Сложность этого фильма заключалась в том, что в нём сочетались элементы игрового кино и рисованной мультипликации. В его основу положены произведения Корнея Чуковского.