Чернигов (аэродром)


Авиабаза «Чернигов» (укр. Авіабаза Чернігів) или Аэродром «Певцы» (укр. Аеродром Півці) — авиабаза в Украине, расположенная в 5 километрах к северу от центра города Чернигова (микрорайон Певцы).

В советские годы имел статус военно-гражданского аэродрома первого класса, пригодного для приёма любых летательных аппаратов при любых метеоусловиях. Отсюда выполнялись пассажирские рейсы по УССР на самолётах Ан-2. На «кукурузниках» также тренировались летать курсанты ЧВВАУЛ, а военные использовали самолёты Л-39. Полёты проходили каждый день, раз в неделю проводились тренировки парашютистов.

Для связи со своим командным пунктом войск ПВО службами аэродрома использовался позывной «Апельсин». Здесь базировались три радиолокационные группы: дальняя — ведущая обзор воздушного пространства в радиусе 350—400 км, ближняя — от 0 до 100 км, а также радиолокационная система посадки. Каждая из этих служб имела до 4 радиолокационных станций (РЛС) кругового обзора и 2-3 радиолокационных высотомеров[1].

Аэродром использовался для приёма самолётов Ан-12, Ан-26, Ан-22, Ил-76, а также Ан-124 «Руслан». Несколько раз здесь садился и такой гигант, как Ан-225 «Мрия»[2].

После распада СССР, при независимой Украине, на территории аэродрома осталась только тренировочная авиабаза. По состоянию на 1992 год на аэродроме базировался 701-й авиационный учебный полк, использовавший самолёты Л-39[3].

В 4 часа утра 26 апреля 1986 года на место аварии прибыла передовая команда 1-й Гвардейской армии. На общем совете между руководством станции и военными была признана нецелесообразность дальнейшего тушения аварийного реактора с земли. Было принято решение засыпать жерло реактора смесью свинца и доломитов для уменьшения выбросов радиации в атмосферу. С аэродрома в Певцах подняли на выполнение задания единственный свободный в то время вертолёт 1-го учебного авиаполка ЧВВАУЛ Ми-8 с бортовым номером 20 (экипаж: капитан А. Захаров, старший лейтенант М. Шиманский, капитан М. Плоский). На дощатую платформу, подвешенную к вертолёту, загрузили мешки с доломитовым песком, свинцом и боросодержащими материалами. Также на борт взяли четырёх солдат для обслуживания платформы. Было осуществлено по меньшей мере три вылета к аварийному реактору[4].