Черниковка


Чернико́вка — исторический район рабочего посёлка Черниковки[1] входивший в Сталинский район Уфы позже города Черниковска[2][3] в северной части города Уфы. Включает в себя части Калининского и Орджоникидзевского районов.

В 1928 году началось промышленное строительство близ деревни Черниковки в 12 км от Уфы. Тогда земли занимал лес, прибрежные луга в излучине реки Уфы. Строились предприятия лесоперерабатывающей промышленности: спичечная, бумажная, фанерная фабрики, лесопильный и дубильно-экстрактный заводы (сданы в 1933–1934 годах)[4]. Для нужд предприятий была построена ЦЭС на 4 тыс. кВт (сдана 16 сентября 1928 года).

В сентябре 1931 года началось строительство Уфимского моторного завода в спецпосёлке Моторного завода в селе Богородском[3]: проведена железнодорожная линия протяженностью 5,3 км, проложено 18 км шоссейной дороги, начали действовать телеграф, почта, телефонная станция, было построено 38 бараков, 3 дома, контора. К концу 1931 года коллектив строителей насчитывал уже несколько тысяч человек.

В связи со строительством заводов — лесопильного и фанерного заводов, завода дубильных экстрактов, Уфимского крекинг-завода, ТЭЦ Уфимского крекинг-завода и ТЭЦ Уфимского моторного завода, Уфимской спичечной фабрики и других[3] — 23 декабря 1931 года основан рабочий посёлок Черниковка, в который вошли населённые пункты Аничково, Большая Красная Глинка, Волково 2‑е, Воробьёвка, Дежнёво, Каловка, Курочкино, Лопатино, Максимовка, Ново-Александровка, Сипайлово, Сосновка, Тужиловка, Ураково, Черниковка[5][6]; организован Черниковский поселковый совет.

19 июля 1936 года посёлок вошёл в состав города Уфы, поселковый совет реорганизован в Черниковский районный совет с центром в селе Моторном с подчинением Уфимскому городскому совету[2]. В 1938 году преобразован в Сталинский район города Уфы[3].

С 1938 года строится Бензино-Черниковский узел (железнодорожная линия ЧерниковкаБензин) Куйбышевской железной дороги[7].