Черток, Борис Евсеевич


Бори́с Евсе́евич Черто́к (1 [14] марта 1912, Лодзь, Российская империя — 14 декабря 2011, Москва, Российская Федерация) — советский и российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва. Академик РАН (2000), Герой Социалистического Труда (1961).

Родился 1 марта 1912 года[1] в городе Лодзь Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье. Родители — Евсей Менасеевич Черток (1870—1943), служащий, работавший счетоводом, и Софья Борисовна Явчуновская (1880—1942), фельдшер-акушер.

В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком русскоязычных беженцев выехали во внутренние районы России и поселились в Москве.

В МГТУ Бориса Чертока не приняли из-за графы «социальное происхождение», хотя экзамены он сдал — ему сказали: «Поработайте года три и приходите. Мы вас примем как рабочего, а не как сына служащих»[2]. В августе 1930 года он был принят на работу электромонтёром 4-го разряда в электроцех отдела оборудования (ОБО) на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3 и в подготовке самолётов специального арктического варианта, на которых экспедиция И. Д. Папанина в 1937 году высадилась на льдину, начав тем самым работу полярной станции СП-1. Был ответственным инженером по электро- и радиооборудованию самолёта Н-209 С, на котором летел в США через Северный полюс С. А. Леваневский. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году; его однокурсником был будущий академик Г. С. Поспелов. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники.