Чехонин, Сергей Васильевич


Серге́й Васи́льевич Чехо́нин (2 (14) февраля 1878[4], Лыкошино, Новгородская губерния, Российская империя — 23 февраля 1936, Лёррах, Баден, нацистская Германия) — русский, советский художник: рисовальщик и живописец, театральный декоратор, художник декоративно-прикладного искусства, организатор художественных промыслов, член художественного объединения «Мир искусства».

Сергей Чехонин родился в семье машиниста Николаевской железной дороги. Детство провёл на станции Чудово в Новгородской губернии. С пятнадцати лет стал самостоятельно зарабатывать на жизнь: работал конторщиком, чертёжником, кассиром на пароходной станции. В 1896 году он приехал в Санкт-Петербург, где до 1897 года занимался в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств у Е. А. Сабанеева и Я. Ф. Циoнглинского и до 1900 года в частной школе княгини М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. Кроме того, Чехонин стал изучать искусство керамики и начал свой творческий путь как художник-керамист в Абрамцевской керамической мастерской Мамонтова в 1902—1907 годах под руководством опытного технолога-керамиста П. К. Ваулина. В 1907—1914 годах — в мастерской «Гельдвейн-Ваулин» в Кикерино под Петербургом и в мастерских Тенишевой в Талашкино Смоленской губернии.

Принимал участие в украшении многих крупных архитектурных сооружений начала XX века. Вместе с М. А. Врубелем и А. Я. Головиным работал над майоликовыми панно для фасадов здания гостиницы «Метрополь» в Москве. В Санкт-Петербурге выполнил майоликовые панно «Родословное древо Дома Романовых» для Собора Феодоровской иконы Божьей Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых на Полтавской улице (1911—1915), панно «Михаил Архангел» для церкви лейб-гвардии Московского полка на Большом Сампсониевском проспекте (1915). Участвовал в росписях салона «Современное искусство» в доме князя С. А. Щербатова (1902—1903)[5][6].

Чехонин участвовал в выставках Союза Русских художников (Санкт-Петербург, 1909) и «Мир искусства» (Москва, Санкт-Петербург) и в 1912 году стал членом объединения «Мир искусства». Вскоре после Первой русской революции 1905 года Чехонин обратился к графике. Сперва он сотрудничал в качестве карикатуриста в сатирических журналах, потом занялся оформлением книг, созданием экслибрисов. Среди них «Зовы древности» К. Бальмонта (1907), «Семь огней» Н. Тэффи (1910) «Сатиры» Саши Чёрного (1911—1912), «Памяти прошлого» В. А. Верещагина (1914). В 1906 году взамен невышедших номеров журнала «Зритель» он выпустил девять номеров сатирического журнала «Маски» (№ 6 и 7 были конфискованы цензурой). В 1907 году Чехонин оформил листы «Январь» и «Май» для «Календаря русской революции» В. Л. Бурцева. Рисовал политические карикатуры для петербургских сатирических журналов «Зритель», «Галчонок», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Это принесло ему значительный успех: в 1910-х годах Чехонин оказался одним из тех мастеров, творчество которых определяло высокий уровень русской книжной графики.