Чжао (царство)


Чжао (кит. трад. , пиньинь Zhào, палл. Чжао) — одно из семи основных древнекитайских царств Периода Сражающихся царств (Чжаньго). Существовало с 403 года до н. э. по 222 год до н. э.

Чжао возникло на основе царства Цзинь, распавшегося в конце V века до н. э. Три самых могущественных рода царства Цзинь — Хань, Вэй и Чжао — в 403 году до н. э. поделили между собой Цзинь. Таким образом, на свет появились три новых государства — соответственно Хань, Вэй и Чжао. Хотя их еще долго называли «три Цзинь», на самом деле каждое из них проводило совершенно самостоятельную политику, исходя только из своих интересов, ничем в этом не отличаясь от прочих царств древнего Китая. Столица Чжао в Период Сражающихся царств утвердилась в городе Ханьдань.

В начале эпохи Сражающихся царств царство Чжао было довольно слабым в военном отношении и терпело поражения от соседних китайских царств, вплоть до угрозы потери независимости и полного уничтожения как государства. Большую опасность для молодого государства представляло полуварварское царство Чжуншань, находившееся в самом центре царства Чжао и совершавшее нападения на все соседние китайские царства. Наряду с этим территория Чжао также подвергалась набегам кочевников дунху на востоке и линьху и лоуфань на западе[1]. В 371 году до н. э., когда царство Вэй осталось без правителя, Чжао и Хань вступили в конфликт между собой. Чжао уступило, и на престоле Вэй оказался ханьский претендент — «вэйский» Хуэй-ван. В 354 до н. э. Хуэй-ван начал вторжение в Чжао. Чжао проигрывало войну, вэйские войска вступили в чжаоскую столицу Ханьдань. Чжао могло окончательно пасть, но ему на помощь пришел могущественный восточный сосед — царство Ци, опасавшееся чрезмерного усиления Вэй в случае захвата им территории Чжао.

Вместо того, чтобы сражаться с войсками Вэй на земле Чжао, по совету стратега Сунь Биня армия Ци ударила по самому царству Вэй, в отсутствие армии оставшемуся почти беззащитным. Вэй пришлось срочно оставить Чжао, чего Ци и добивалось. В китайской истории память об этих событиях осталась в виде изречения «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао»(圍魏救趙). Это означает нанесение удара по уязвимому месту противника вместо того, чтобы вступить с ним в прямое противоборство. (Таким образом, стратегия непрямых действий в древнем Китае была создана и сформулирована на двадцать три века раньше, чем это было сделано в Европе Лиддел Гартом.)

Чжао существенно окрепло лишь во времена царя-реформатора Улин-вана (правил 325—295 до н. э.), который первым в Китае оснастил свои войска доспехами и использовал в войне полноценную кавалерию — конных лучников, переняв их использование от кочевников. Аристократы Чжао, включая наследника престола, протестовали против этого, как и против другого нововведения — коротких курток и прочных кавалеристских штанов для воинов, считая и то и другое отказом от китайской культуры и позорным падением в дикость и варварство.