Чикагский хаус


Чика́гский ха́ус, также Чикаго-хаус (англ. Chicago house) — жанр электронной танцевальной музыки, появившийся в Чикаго примерно в 1984 году. Является ранней формой всей хаус-музыки в целом. После выхода диско из моды чикагская клубная сцена ощутила острый дефицит танцевальных пластинок, что толкнуло местных диджеев на эксперименты с микшированием и создание собственных композиций, положив начало новому звучанию.

Чикагскому хаусу, как и всей хаус-музыке в целом, свойственен ритм 4/4 с темпом в среднем 120—130 ударов в минуту. В основе бита стоит бас-барабан («бочка»), который совершает по удару в каждой доле такта. Каждый второй такт вместе с «бочкой» звучит малый барабан («снейр») или звук хлопка в ладоши («клэп»). Ритмический рисунок также разбавляется хай-хэтами, том-томами и различной перкуссией. Такой стандартный набор связан с тем, что он содержался в драм-машинах, при помощи которых для хауса делался бит: Roland 707, Roland 808, Roland 909. На бит, как правило, накладывались бас-партия и соул-вокал[1].

В 1976 году нью-йоркскому диджею Ларри Левану пришло предложение из Чикаго стать диск-жокеем в готовящемся к открытию клубе Warehouse (рус. склад). Тот отказался, так как планировал открытие собственного клуба Paradise Garage (рус. райский гараж), который в будущем дал название жанру гараж. Вместо себя Ларри порекомендовал своего лучшего друга — 22-летнего Фрэнки Наклса. В марте следующего года Фрэнки дал сет на открытии Warehouse и повторил его неделей позже. Публике понравились вечеринки; Фрэнки получил резидентство в клубе и перебрался в Чикаго[1][2][3].

Музыкой, которую ставил Фрэнки в первые годы деятельности клуба, было находившееся тогда на пике диско. Позднее диджей не боялся экспериментировать и разбавлял сеты треками из начала 70-х, малоизвестной импортной музыкой и песнями других танцевальных жанров. В особенности на это толкала надвигающаяся «смерть» диско, которая в итоге произошла в 1981 году. Жанр вышел из моды, и на рынке стал ощущаться дефицит танцевальных пластинок. Чтобы выйти из положения, Фрэнки принялся менять аранжировки уже существующих треков. При помощи катушечного магнитофона он перемонтировал композиции, добавлял новые звуки и биты[2]. Диджейские эксперименты нравились публике, и в итоге Фрэнки научился создавать сложные ремиксы, полностью заменяя в треках ритм, биты и басовые партии. К слову, это не было чем-то новым на клубной сцене. Ремиксы широко осваивались и в других городах, однако именно эксперименты в Чикаго стали истоками хаус-музыки[4].