Чистилище


Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий совершённых при жизни грехов[1].

Обычай молиться за умерших в христианстве зафиксирован уже во II веке, а служение литургии за умерших — в III веке[1]. В раннем Средневековье Теологумен об очистительном огне был впервые высказан святым Григорием Двоесловом в его «Диалогах»[2][3]. Аналогичные мысли высказывал известный теолог VII века Беда Достопочтенный[4]. Изложение учения о чистилище много позже присутствует в сочинении «Сентенции» Петра Ломбардского (XII в.)[5].Догмат о чистилище (Purgatorium) был постепенно сформирован в католицизме в XIII—XV веках, в частности, в трудах Фомы Аквинского[6]. Следы первого спора о чистилище между православными и католиками обнаруживаются в 1231 году. Доктринальное рождение чистилища как места фиксируется в папском определении Иннокентия IV от 1254 года[7]. Церковное учение о чистилище формулировалось на II Лионском соборе в 1274 году, но в итоговых постановлениях собора слова «чистилище» ещё нет, и лишь на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году происходит догматическое закрепление чистилища в католическом богословии. Окончательно же учение о чистилище подтверждено в 1563 году на Тридентском соборе[1].

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Также это учение всегда принимала Католическая церковь.

Согласно учению Католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший не смертный грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает временную стадию очищения и лишь затем наследует Небо[8].

Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых.[9]

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха 2Мак. 12:43-45.