Чолнский Спасский монастырь


Трубче́вский Спасо-Чёлнский монасты́рь (историческое название Чо́лнский Спа́сский монастырь) — недействующий православный мужской монастырь, расположенный возле деревни Кветунь Трубчевского района Брянской области.

По устному преданию, существовал уже в конце XII века. Возобновлён князем Трубчевским Алексеем Никитичем в XVII веке, принявшему иночество в монастыре под именем инока Афанасия и умершему бездетному в 1680 г. Похоронен под алтарём Христорождественского собора Спасо-Чолнского монастыря.

В первое время Спасо-Чолнский монастырь вместе с городом Трубчевском и его уездом состоял в ведении Московских патриархов. В 1680 году жалованной царской грамотой Чолнский монастырь был передан Киево-Печерской лавре на время воинских времён, пока «монастырские отчины совершенно населятся и придут в первое своё достояние». C 1680 по 1764 год, присылаемые из Киевской лавры настоятели титуловались наместниками. Лавра продолжала владеть Спасо-Чолнским монастырём более 100 лет, пока указом Святейшего Синода от 20 апреля 1786 году он не был передан в ведомство Севской епархии, которая в 1788 году была преобразована в Орловскую.

Здесь находилась чудотворная Чолнская икона Божией Матери. По преданию, эта икона явилась пастухам в челне, плывшем по Десне против течения, в том месте, где потом находился монастырь; по молитвам пред нею получил исцеление от недуга князь Трубчевский, после чего икона, будучи поставлена в устроенной там князем часовне, прославилась многими чудотворениями.

С древних времён при монастыре выращивали фруктовый сад, в котором росли сливы, вишни и чернослив. Из местных саженцев, привезённых из Киево-Печерской Лавры, были выведены знаменитые сорта груш — «трубчевские дули». Огромные вековые деревья давали до полутонны плодов, своими качествами превосходящих лучшие крымские сорта. Сейчас груши можно увидеть на городском гербе.

В Спасо-Чолнском монастыре было развито ремесленное мастерство: резьба, переплёт книг, швейное дело. При монастыре действовали школа и странноприимница. В число монашествующих поступали дети церковнослужителей, купцов, мещан, казаков.