Чудь белоглазая


Чудь (чудь белогла́зая, чудаки́) — древний мифический народ, персонажи русского[3] и финно-угорского[4] (в частности коми[5] и саамского[4][6]) фольклора.

Схожие легенды известны у русских Урала о дивьих людях, у сибирских татар и манси – о сыбырах/сыпырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя.

Легенды описывают чудь белоглазую как людей невысокого роста[7], сказочно богатых. В мифах коми они жили «как звери» в лесах, питаясь дичью и одеваясь в шкуры. Однако к ним явился Стефан Пермский, желая окрестить, и люди русского царя с требованием оброка. После этого чудь ушла под землю, спрятавшись там со всем своим огромным богатством[8].

Известно поверье, что чудь превратилась в злых духов, которые прячутся в тёмных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими[8]. Это роднит их с фейри ирландского фольклора.

В 1873 году путешествовавший по Кольскому полуострову русский писатель Василий Немирович-Данченко записал у местных саамов предание о борьбе предков последних с нашествием «чуди белоглазой», в которой им помогли чакли.

Предположительно, в основе преданий лежат древние финно-угорские рассказы об уходе автохтонного населения или гибели первого поколения людей. В фольклоре присутствуют два варианта сюжета: героический об идеализированных давних временах и анекдотический о глупом и непохожем на современных людей народе. Эти сюжеты соседствуют в разных пропорциях: у коми и мордвы чудь идентифицируется с народом-прародителем, у русских и саамов на первый план выходят анекдоты о глупцах[4].