Шаманизм в Корее


Шамани́зм (кор. 무속신앙?, 巫敎?мусо́к[1]) до недавнего времени являлся одним из нескольких основных религиозных течений, распространённых на Корейском полуострове. Шаманизм в Корее имеет давние корни. С течением времени на него оказывали влияние другие распространённые религии страны — буддизм и даосизм[2].

Корни корейского шаманизма уходят в глубокое прошлое — он развился из языческих верований племён древнего Чосона. Документальные свидетельства шаманизма стали появляться в период Трёх королевств. В исторических сведениях о народах Пуё, Когурё и других имеются указания на почитание ими духов земли, неба и воздуха, хранителей холмов и рек, почвы, пещер и даже тигра. В особенности ими почитались небо и утренняя звезда. Наряду с одухотворением видимой природы и её сил стояло, по-видимому, общераспространённое представление о том, что после смерти человека душа его продолжает жить, требуя для своего существования подношения со стороны живых.

Шаманизм упоминается и в главных исторических документах о древней Корее — «Самгук юса» и «Самгук саги». Ритуальные обряды шаманизма продолжали процветать и в эпоху Корё, однако начиная с периода Чосон, когда официальной религией стало конфуцианство, шаманизм стал преследоваться, тем не менее не теряя популярности среди простого народа. Во время японской оккупации в начале XX века националистически ориентированные фольклористы начали продвигать идею о том, что шаманизм представляет древнюю религию Кореи и проявление её национальной культуры; позже эту идею активно продвигали сами шаманы.

Свобода вероисповеданий, провозглашённая в Южной Корее после Второй мировой войны позволила сохранить шаманизм как религию, но преследования продолжилось после Военной революции 16 мая и правления Верховного совета национальной перестройки в рамках Нового общественного движения. После окончания Корейской войны преследование религиозных течений шаманизма продолжилось в КНДР, в настоящее время осуществление шаманских культов на территории КНДР сопряжено с большими рисками и сложностями со стороны Департамента государственной безопасности КНДР. Более позитивная оценка шаманизма произошла в Республике Корея с конца 1970-х годов, особенно после того, как практикующие шаманы были связаны с демократическим движением и стали рассматриваться как источник корейской культурной самобытности[3].

Пансу — слепые колдуны, которые начинали своё ремесло с самого юного возраста. Колдовство для них зачастую служит единственным средством к существованию. Насколько выгодно это ремесло, видно из того, что родители слепорожденных детей считались счастливыми, так как заработок этих будущих пансу вполне обеспечивал их старость.