Шарлемань, Адольф Иосифович


Адо́льф Ио́сифович Шарлема́нь, Шарлемань-Боде, Боде-Шарлемань (8 [20] декабря 1826, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 января [13 февраля1901, там же) — русский живописец и график французского происхождения, представитель позднеакадемической школы; автор жанровых, исторических и батальных сцен. Автор самого известного в России рисунка игральных карт — так называемой атласной колоды[1], сценограф, автор формы придворных арапов[2]. Академик (с 1859) и профессор (с 1867) Императорской Академии художеств.

Родился 8 (20) декабря 1826 года[3][4] (по другим данным, 8 декабря 1827 года[5]) в Петербурге[4]. Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств И. И. Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), француза из Руана, переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II[6].

Получил общее образование в Училище при санкт-петербургской лютеранской церкви святого Петра, где учился вместе со своим братом И. И. Шарлеманем. В 1848 году поступил в Императорскую Академию художеств, в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а потом батальной в классе Б. П. Виллевальде. В бытность свою учеником академии он получил[6]:

Приобретя вместе с последней из этих наград право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он в том же году отправился в Мюнхен, где пользовался советами А. Е. Коцебу и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе находились также в Гатчинском дворце). Второе из этих произведений доставило Шарлеманю в 1859 году звание академика[6].

Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по его версальским образцам. Позже посетил немецкий Штутгарт и некоторые другие города Германии. Возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году[6].

Первыми его работами после возвращения были надпрестольные и другие образа для католических церквей при Пажеском корпусе и кладбищенской на Выборгской стороне; затем им были написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге[6]. В середине 1860-х годов А. И. Шарлемань получил заказ от Экспедиции изготовления государственных бумаг на создание новых рисунков игральных карт, некоторые варианты которых до сих пор выпускаются и известны как «атласные» карты.