Шашмаком


Шашмако́м[1][2] (узб. shashmaqom, тадж. шашмақом, перс. شش‌مقام) — разновидность вокально-инструментальной музыки макам, зародившаяся в Центральной Азии и получившая развитие на территории современных Таджикистана и Узбекистана. Входит в список нематериального культурного наследия человечества.

Шашмаком или шашмакам буквально означает «шесть макамов», то есть, система шести основных ладов (бузрук или бузург, рост, наво или нава, дугох или дугах, сегох, ирок или ирак), для перехода между которыми применяется модуляция через побочные макамы, их насчитывается более двадцати[3]. Классический ансамбль шашмакома XVI века состоял из двух танбуров, дутара, гиджака и дойры, а также включал 2—3 исполнителя; такой состав типичен до сих пор[4].

Произведение начинается с инструментального вступления «мушкулат», после которого певец (или певцы) исполняют вокальную партию, «наср», часто на суфийскую поэзию, причём обычно исполняются два разных произведения подряд[5][4][6]. В мушкулате выделяется несколько частей: «тасниф» (основная мелодия); «тарджи» (новая мелодия, повторяющая ритмический рисунок первой); «гардун» (фрагмент с нерегулярными метрами); «мухаммас»; «сакиль» (медленная финальная часть)[7][5]. Все части, кроме «гардуна» исполняются рондо[5]. Каждая часть начинается в низком регистре и постепенно повышается до достижения кульминации (кульминационные построения называются «аудж», «авдж»), а затем возвращается вниз[8][7]. Наср содержит четыре части: «сарахбар» (вступление), «талакин» (первая мелодия), «наср» (вторая мелодия) и «уфар» (завершение, в танцевальном ритме)[8]. Продолжительность композиции жанра шашмаком может быть сравнима с европейской оперой[9]. Шашмаком Худжанда, Самарканда, Коканда и Ташкента исторически был короче, чем бухарский[10].

Обучение шашмакому, как и всем остальным центральноазиатским жанрам, проходило в устной форме, без нот, методом повторения за учителем; нотная запись была изобретена только в XIX веке в Хиве[9]. В XXI веке образование по специальности «шашмаком» можно получить в Ташкентской консерватории[6], Таджикской национальной консерватории (Душанбе) и Академии макама (Худжанд)[11].

Шашмаком появился ещё в доисламскую эпоху как придворная музыка, а своим нынешним видом он обязан жителям Бухары, в основном, бухарским евреям, организовавшим в IX—X веках множество музыкальных школ[4][12][6]. В конце XVI века Бухара стала столицей Бухарского ханства, что вызвало подъём жанра, именно этот период считается для шашмакома классическим[4][5]. Шашмаком исполняли как на таджикском, так и на узбекском языках, как мусульмане, так и иудеи; его рассматривают как одну из объединяющих Центральную Азию традиций[13]. Бухарские евреи оставались главными носителями шашмакома вплоть до начала XX века[13].