Швингер, Джулиан


Джулиан Сеймур Шви́нгер (англ. Julian Seymour Schwinger; 12 февраля 1918, Нью-Йорк, США — 16 июля 1994, Лос-Анджелес, США) — американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1965 года «За фундаментальные работы по квантовой электродинамике, имевшие глубокие последствия для физики элементарных частиц» совместно с Ричардом Фейнманом и Синъитиро Томонагой.

Швингером сделан существенный вклад в такие разделы теоретической физики как ядерная физика, атомная физика, физика элементарных частиц, статистическая механика, классическая электродинамика, квантовая теория поля, общая теория относительности.

Джулиан Сеймур Швингер родился в Нью-Йорке в семье евреев-ашкенази Белль (урожденная Розенфельд, англ. Belle Rosenfeld, 1892, Лодзь — 1974, Нью-Йорк) и Бенджамина Швингера (англ. Benjamin Schwinger, 1882, Новы-Сонч — 1953, Нью-Йорк), производителя одежды, эмигрировавшего в юном возрасте из Польши в США[4]. Как его отец, так и родители его матери были преуспевающими производителями одежды, хотя семейный бизнес пришёл в упадок после краха на Уолл-Стрит в 1929 году. Семья была последователем ортодоксальных еврейских традиций[5]. Старший брат Джулиана Гарольд (англ. Harold) Швингер родился в 1911 году, на семь лет раньше Джулиана, появившегося на свет в 1918 году[6].

Швингер был не по годам развитым ребёнком — в возрасте трёх лет мог читать[5]. Он учился в средней школе Таунсенда Харриса с 1932 по 1934 годы, которая в то время считалась средней школой для одарённых учеников. В старшей школе Джулиан уже начал читать научные статьи из Physical Review таких авторов, как Поль Дирак, в библиотеке Городского колледжа Нью-Йорка (CCNY), в кампусе которого тогда располагалась его школа[7].

Осенью 1933 года Швингер поступил на бакалавриат в Городской колледж Нью-Йорка[8]. В то время CCNY автоматически принимала всех выпускников Таунсенда Харриса, и оба учреждения предлагали бесплатное обучение[9]. Из-за своего сильного интереса к физике и математике Джулиан очень хорошо успевал по этим предметам, несмотря на то, что часто пропускал занятия и учился прямо по книгам. С другой стороны, его отсутствие интереса к другим темам, таким как английский, привело к академическим конфликтам с учителями этих предметов[10].