Шевелёв, Михаил Григорьевич


Михаи́л Григо́рьевич Шевелёв (25 августа 1844, Верхнеудинск — 8 ноября 1903, Владивосток) — купец первой гильдии, промышленник, коммерции советник (1888). Синолог[1][2].

Михаил Григорьевич Шевелёв родился в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) Иркутской губернии. Был младшим сыном[3] в семье обанкротившегося купца первой гильдии Григория Александровича Шевелёва[2]. Всего в семье было 6 детей — 4 мальчика и 2 девочки[4]. После продажи в 1847 году дома в Верхнеудинске его отец переехал в Кяхту. Там Михаил Григорьевич окончил Николаевское приходское училище (июнь 1854), Троицкосавское уездное училище (1957), а в декабре 1860 года или начале 1861 года двухгодичное Кяхтинское училище китайского языка[5].

11 марта 1861 года в Китай отправился первый, после подписания Пекинского договора графом Игнатьевым, караван кяхтинских купцов; среди них было пять мальчиков-переводчиков, в том числе Шевелёв[6]. В 1863—1866 годах занимался в Русской духовной миссии в Пекине. Вскоре после неё попал в Ханькоу — центр чайной торговли Китая и России, где поступил на работу в чайную компанию «Оборин, Токмаков и Ко» вместе со своим другом и в будущем известным купцом Алексеем Дмитриевичем Старцевым[7]. Позже, в январе 1874 года, стал совладельцем фирмы «Токмаков, Шевелёв и Ко», доставлявшей чай в Россию[8][9]. В августе 1875 году вместе с несколькими компаньонами Шевелёв купил в Англии за 100 тысяч рублей пароход «Батрак» грузоподъёмностью 1200 тонн. Несмотря на то, что «Батрак» стал первым российским грузопассажирским судном на Тихом океане, он не оправдал надежд, приносил большие убытки и в итоге разбился в конце сентября 1878 года[10] у берегов Сахалина недалеко от Дуэ[11].

В конце 1882 года Михаил Григорьевич покинул фирму «Токмаков, Шевелёв и Ко»[12] и в 1882 году поселился во Владивостоке. В ноябре 1879 года в Санкт-Петербурге убедил правительство о выделении необходимых средств для организации грузопассажирских линий на Тихом океане, добившись 7 ноября 1879 года утверждения положения. 1 апреля 1880 года на основании этого положения Министерство финансов подписало с Шевелёвым контракт на создание частного пароходства для срочного сообщения по двум линиям: Владивосток — Николаевск-на-Амуре и Владивосток — Шанхай — Ханькоу[13]. На каждой линии предполагалось делать всего 5 рейсов в год[7].

16 апреля 1881 года пароходство «Шевелёв и Ко» начало свою работу[9]. Первым судном новой компании стал пароход «Байкал» (грузоподъёмность около 1000 т). После заключения 17 июня 1889 года[13] нового государственного контракта, в 1891 году[7] на доходы с эксплуатации «Байкала» был куплен пароход «Владимир» (грузоподъёмность 900 т) — оба судна обслуживали линию Владивосток — Гензан — Фузан — Нагасаки — Чифу — Шанхай. В этом же году были приобретены ещё два судна — пароходы «Стрелок» (грузоподъёмность 290 т, использовался для местых перевозок) и «Новик»[7][14].