Жентонг


Жентонг, или Махамадхъямака (тиб. གཞན་སྟོང, Вайли: gzhan stong, «пустой от чего-либо иного») — одно из философских учений буддизма махаяны, показывающее, каким образом абсолютная природа реальности «свободна» или же «пуста» от чего-либо «другого», кроме своей собственной природы (свабхава).

Последователи воззрения Жентонг считают, что оно было объяснено в последних двух работах Майтрейи-Асанги: Уттаратантре (Вайли: theg pa chen po rgyud bla ma’i bsten chos) и Дхармадхарматавибхаге (Вайли: chos dang chos nyid rnam par ‘byed pa).

Считается, что воззрение Жентонг связано с практикой Калачакратантры. Воззрение Жентонг как самостоятельное философское направление, в двух различающихся (по вопросу абсолютности пустоты от самобытия) версиях, оформилось в Тибете и было систематизировано Долпопой и Третьим Кармапой Рангджунг Дордже. В школе Кагью, жентонг изучается по трактатам Третьего Кармапы и его комментатора Джамгон Конгтрула. В школе Ньингма, жентонг изучается по трактатам Мипам Ринпоче.

Существуют две разновидности жентонг: одна представлена в философии Долпопы Шераб Гьялцена и Джецюна Таранатхи, другая — в философии Третьего Кармапы Рангджунг Дордже[1], Джамгон Конгтрула (школа Карма Кагью)[2], Мипам Ринпоче (школа Ньингма)[3][4]. В жентонг Кагью и Ньингма абсолютный уровень представлен «свабхавой» («самобытие», санскр.), 18 видами «пустоты от самобытия», в сочетании с «парабхавой» — «пустым от иного» изначальным осознаванием.[5][6] Долпопа Шераб Гьялцен и Джецюн Таранатха — в отличие от Третьего Кармапы, Джамгон Конгтрула и Мипам Ринпоче — отрицали пустоту от самобытия на абсолютном уровне. Это принципиальное различие, по поводу которого Мипам Ринпоче в трактате «Львиный рык утверждения жентонг» высказывался так:

«можно (ошибочно) предположить, что слова условного постулата — „абсолютное не пусто само по себе“ — отрицают его пустотность и поддерживают несостоятельный взгляд (…) что абсолютное является обособленным, постоянным и неизменным. Но, в таком случае, нет даже частичного понимания этой великой философской системы.»[7]

Далай-лама XIV (в книге «Далай-лама о Дзогчене»), ссылаясь на авторитетного Ламу школы Ньингма, упоминает о жентонг: