Шлейф (одежда)


Шлейф (от нем. Schleif[2], нем. schleifen — «волочить»[3]), также трен, трэн (от фр. traîne, фр. traginare — «тащить»[4]) и хвост[4] — заднее удлинённое полотнище платья или юбки, волочащееся по полу[5][6]. Шлейф известен в истории костюма не позднее XIV века, по некоторым данным, вошёл в моду благодаря Агнессе Сорель и долгое время осуждался церковью[7]. Шлейф отделывали кружевами и воланами[8]. Элегантный элемент торжественного дамского туалета придавал фигуре стройность и подчёркивал знатность[9]. Съёмные шлейфы в зависимости от моды крепили к талии или плечам. В современной моде удлинённый подол платья ввиду своей непрактичности присутствует только в костюмах для торжественных случаев[4].

В Европе в течение XV—XVI веков заднее полотнище женской юбки удлинялось, образуя шлейф[10]. Подобный крой делал фигуру стройней, добавляя в общий силуэт вертикальных линий, что было характерно для моды эпохи готики. Вариант платья со шлейфом, выкроенным вместе со спинкой, можно увидеть на миниатюре «Апрель» из Великолепного часослова герцога Беррийского. Это так называемая «мантия новобрачной» с узким лифом, расширяющаяся книзу[11]. Фаворитка французского короля Карла VII Агнесса Сорель поражала придворных тем, что «носила шлейфы, на целую треть превосходившие по длине шлейфы принцесс этого [французского] королевского дома»[12].

Шлейф — одна из тех деталей костюма, которые отличаются повышенным эксцентризмом. Шлейф также увеличивал расход ткани на платье, повышая таким образом его стоимость и вызывая у окружающих зависть. Он постоянно находился под прицелом критики блюстителей нравов, как знак гордыни. На улицах он мешал прохожим, грязнился сам и пачкал ноги женщины, но, тем не менее, был в обиходе довольно длительный период, в том числе и у низших слоёв населения[13]. Английский поэт Дэвид Линдсей в 1530-х годах в «Воззвании к милости короля по поводу боковых хвостов» писал, что грязь от шлейфа на женском теле убивает желание «любого мужчины, который увидит их обнаженными». Искусствовед Эйлин Рибейро отмечает, что моралисты того времени обращали свой гнев именно на шлейф и оставляли совершенно без внимания откровенный вырез женского платья, сильно открывающий грудь[14]. Шлейф вышел из повседневного употребления в начале XVI века[15].

Славянское название «хвост» для детали одежды встречалось ещё в первой половине XIX века, затем было вытеснено синонимами «шлейф» и «трен» и ныне употребляется только в шутливом или ироническом смысле. Французское слово «трен» появилось в русском языке во времена императрицы Елизаветы Петровны, отмеченные переориентацией на французскую культуру, и считался предпочтительнее в поэтических текстах до начала XX века[4].