Эбен, Жан-Франсуа


Жан-Франсуа Эбен (нем. Johann Franz Oeben, фр. Jean-François Oeben, 9 октября 1721, Хайнсберг, Северный Рейн-Вестфалия — 21 января 1763, Париж) — французский мастер-мебельщик. Родом из Германии, большую часть жизни проработал в Париже при дворе короля Людовика XV. Его внуком по материнской линии был знаменитый живописец Эжен Делакруа.

Жан-Франсуа Эбен вначале обучался скульптуре, слесарному и токарному делу. В Париж он прибыл в период между 1742 и 1745 годами[5]. Сначала Эбен работал свободным мастером в предместье Сент-Антуан. В Париже он выгодно женился в 28 июля 1749 года на Франсуазе-Маргарите Вандеркруз, дочери мастера-мебельщика Роже Вандеркруза, известного под псевдонимом Лакруа или Ла Круа.

В 1751—1754 годах Жан-Франсуа Эбен работал в качестве компаньона в мастерской Шарля-Жозефа Буля, сына выдающегося мастера Андре-Шарля Буля, затем организовал собственную мастерскую в галерее Лувра, предоставленной ему Булем, а также на мануфактуре Королевской меблировки (мануфактуре Гобеленов). После кончины Буля в 1754 году унаследовал его мастерскую и благодаря покровительству мадам де Помпадур стал «королевским мебельщиком» (ébéniste du Roi). «Эбенистами» называли мастеров, работавших с дорогими породами чёрного и красного «заморского» дерева (фр. ébène — чёрное дерево). Это узаконивало Эбена как иностранца и давало возможность заниматься ремеслом под защитой цеховых правил Франции[5]. Звание «королевского эбениста» первым в 1672 году получил Андре-Шарль Буль, который использовал самые разные и необычные материалы. Простых столяров именовали «menuisier» (мелочёвщиками). Вопреки сходству слов термин «эбенист» не связан с происхождением фамилии «Эбен»[6].

Жан-Франсуа Эбен прославился как создатель оригинальных конструкций мебели с хитроумными потайными механизмами (сказалось его обучение слесарному делу) и как один из авторов переходного стиля от рококо к строгим формам с прямыми линиями и углами, предвосхищающими неоклассицизм времени Людовика XVI. Он использовал фанеровку ценными породами дерева, технику маркетри, накладные бронзовые детали. Его главной заказчицей была маркиза де Помпадур.

Эпоха Просвещения дала развитие эпистолярному жанру, и секретеры стали популярным предметом мебели среди состоятельных парижан[5]. Кроме того так сложилось, что наиболее известные и умелые мастера-мебельщики, поставщики французского двора, были по происхождению немцами или голландцами протестантского вероисповедания. В семьях мастеров-протестантов традиционно сохранялась высокая культура работы в ремесленных мастерских, но в то время в Германии возникали сложности для вступления в гильдии мастеров[7].