Эвальд, Владимир Фёдорович


Владимир Фёдорович Эвальд (18231891) — российский педагог, директор 1-го Петербургского реального училища; действительный статский советник.

Родился 15 (27) февраля 1823 года в Санкт-Петербурге в семье чиновника. В 1834 году поступил в 3-ю гимназию, по окончании которой в 1840 году был принят в число студентов Санкт-Петербургского университета по 1-му отделению философского факультета. По окончании университета в 1845 году кандидатом по разряду общей словесности, он был назначен старшим учителем 2-й Петербургской гимназии. Преподавал также историю в Горном корпусе, в Главном инженерном училище, в Пажеском корпусе и в Патриотическом институте. В 1852 году получил за труды золотую табакерку, в 1862 — бриллиантовый перстень (в 1865 — бриллиантовый перстень с вензелем, в 1867 — ещё один бриллиантовый перстень).

В 1862 году, сверх всего, он был ещё назначен инспектором 5-й гимназии и начал преподавать историю императору великим князьям Александру Алексанровичу и Владимиру Александровичу. В начале 1862 года в результате реформ в учебные заведения Морского министерства стали принимать детей только с 14-летнего возраста и для подготовки детей к поступлению в них были открыты две гимназии: Кронштадтская и 7-я Петербургская (впоследствии, преобразованная в Санкт-Петербургское первое реальное училище) — в них были переведены воспитанники младших классов Морского кадетского корпуса и Инженерного и артиллерийского училища Морского ведомства. Эвальд был назначен директором 7-й гимназии и вскоре сделал свою молодую гимназию одним из образцовых учебных заведений столицы. Одновременно, он был председателем педагогического совета Покровской женской гимназии, что отнимало у него также не мало времени.

В сентябре 1870 года был произведён в действительные статские советники. В начале 1870-х гг. Эвальд стал хлопотать о преобразовании 7-й гимназии в реальное училище, что было осуществлено в 1872 году. В этом же году он принял непосредственное участие в обсуждении и выработке общего учебного плана и примерных программ по предметам учебного курса реальных училищ, в качестве члена комиссии, учреждённой с этой целью при Министерстве народного просвещения. Ему было поручено также составить списки пособий по рисованию, черчению, математике, физике, истории, географии и пению, а также составить списки книг для фундаментальных библиотек. К этому времени относятся и его труды над открытием рисовального класса и химической лаборатории при своём училище.