Ньюи, Эдриан


Эдриан Ньюи (англ. Adrian Newey, род. 26 декабря 1958 года в Стратфорд-на-Эйвоне, Великобритания) — один из самых успешных конструкторов в истории автоспорта. Болиды, сконструированные под его руководством для разных команд, три раза побеждали в гонке 500 миль Индианаполиса и два раза помогли стать гонщикам чемпионами серии Champ Car, в гонках «Формулы-1» принесли победу в 150 Гран-при, 12 чемпионских титулов и 11 Кубков Конструкторов (с 1991 года и по состоянию на 2022-ой).[7] В Формуле-1 работал в командах Fittipaldi Automotive, March Engineering, Leyton House, Williams и McLaren, ныне технический директор команды «Формулы-1» Red Bull Racing.

В старших классах учился вместе с будущим телеведущим Джереми Кларксоном, а его главной страстью с самого детства были машины и гонки. Коллекционировал сборные модели спортивных автомобилей.

Окончил Университет Саутгемптона в 1980 году, 1-я степень с отличием в области аэронавтики (инженер-аэродинамик). Сразу же начал работать в команде Формулы-1 Эмерсона Фиттипальди. В 1981 перешёл в команду March.

C 1991 года начал работать специалистом по аэродинамике в команде Williams под руководством Патрика Хэда. Вскоре после этого у команды началась череда побед. Найджел Мэнселл в 1992 году завоевал чемпионский титул с рекордным количеством очков. Его успех на машинах, сконструированных Ньюи и Хэдом, повторили в 1993 году Ален Прост, в 1996 — Деймон Хилл, и в 1997 — Жак Вильнёв. На это же время приходится начало расцвета карьер Росса Брауна и Рори Бирна, создававших машины главного конкурента Williams, команды Benetton, на которых Михаэль Шумахер дважды стал чемпионом. Поэтому Ньюи часто сравнивают и сопоставляют с Брауном или Бирном[8].

Вопрос: Для вас что-то значит дуэль «Ньюи против Брауна»?
Эдриан Ньюи: Я не думаю об этом. Росс многого добился в своей карьере, но мы используем разные подходы. Я — конструктор, Росс — отличный технический менеджер. Я не очень хороший менеджер, мне больше нравится непосредственное участие в процессе разработки и совершенствования машины.

В 1994 году после гибели Айртона Сенны всё руководство Williams, и в особенности Ньюи как главный конструктор, попали под подозрение в непредумышленном убийстве, так как причиной трагедии могла стать конструктивная ошибка. После нескольких лет судебных разбирательств суд постановил, что вины команды и конструктора в аварии не было.