Эдуйот


«Эдуйот», также «Эдуиот»; др.-евр.‎עדיות‎‏‎, 'eduyoth (мн. ч. от עדות‎, — «свидетельство») — трактат Мишны из раздела «Незикин» («Ущербы»). Трактат представляет собой сборник древних постановлений иудейского религиозного законодательства, подлинность которых была засвидетельствована перед Явненской академией[1] — собранием законоучителей, действовавшим в конце I — начале II вв., после первой Иудейской войны и разрушения Второго храма. В Вавилонском Талмуде этот трактат упоминается под названием «Бехирата» (арам. בחירתא‎) — «избранные»[2]), ввиду особенного авторитета, которым пользовались изложенные в нём данные.[1]

Трактат «Эдуйот» занимает особое место в ряду других трактатов Мишны: он помещён в отдел «Незикин» («Ущербы»), посвящённый гражданскому и уголовному праву древних евреев, хотя вопросы права затрагиваются в нём меньше всего. Самые разнообразные по содержанию положения могут соединяться в одном параграфе трактата; их связывают только имена сообщивших их законоучителей. Весь трактат производит впечатление, что он составлен каким-то анонимным протоколистом, записавшим многое из того, что им было слышано в разное время в Явненской академии (известной также как «Явненский синедрион» или «Явненский виноградник», כרם ביבנה); и этот труд с некоторыми добавлениями к нему от таннаев следующего поколения послужил, по-видимому, впоследствии одним из главных источников для редакторов Мишны. И хотя он был почти целиком использован при составлении Мишны, его сохранили как отдельный трактат из уважения к древнему документу, поместив его в отделе Незикин после трактатов «Санхедрин» и «Швуот», к которым он внешним образом примыкает: в трактате «Санхедрин» описывается функционирование верховного собрания у древних евреев, а в трактате «Швуот», в числе прочего, говорится ο свидетельских показаниях на суде.[1]

Тратат «Эдуйот» имеет важнейшее значение для истории всего еврейского предания. По сообщению Талмуда, он был преподан в день, когда главой Явненской академии был избран Элеазар бен-Азария; более вероятно, что в это день объединение входящих в трактат законов началось, а закончилось гораздо позднее. Составление трактата «Эдуйот» было вызвано необходимостью систематизировать и унифицировать древние галахические постановления, многие из которых вызывали споры и существовали в разных вариантах. В дальнейшем этот трактат образовал основу, к которой добавлялось всё больше материала, пока это не завершилось в начале III в. окончательной редакцией Мишны.

Трактат «Эдуйот» в Мишне состоит из 8 глав и 74 параграфов. Если собранные в трактате галахические постановления по своему содержанию не находятся ни в какой логической связи между собою, то в расположении материала всё-таки обнаруживается известная система, хотя не вполне выдержанная[1].