Швуот


«Швуот», также «Шевуот», «Шебуот»; др.-евр.שבועות‏‎, shevu’oth (мн. ч. от שבועה — «клятва», «присяга»)[1] — трактат в Мишне, Тосефте, Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, в разделе Незикин («Ущербы»). Трактат посвящён законам о клятвах, в особенности судебных, и об ответственности за их нарушение.

В Моисеевом законе законы о клятвах приводятся в связи с ответственностью за их нарушение. За дачу заведомо ложной клятвы в суде и за нарушение клятв полагается принести жертву за грех:

Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех. Или если прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, то он нечист и виновен. Или если прикоснется к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются, и он не знал того, но после узнает, то он виновен. Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том. Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его.

Как видно из текста, одинаковая ответственность полагается за нарушение законов о присяге и о ритуальной чистоте. Этому следует и Мишна: первые две главы трактата «Швуот» посвящены вопросу об ответственности за осквернении святынь и приход в Иерусалимский храм в состоянии ритуальной нечистоты[1]. Вслед за этим, после рассмотрения вопроса о понятии клятвы вообще, автор Мишны переходит к судебным клятвам, уделяя особенное внимание клятве о переданном на хранение имуществе: