Экономика, ориентированная на предложение


Эконо́мика, ориенти́рованная на предложе́ние или эконо́мика предложе́ния (англ. supply-side economics) — макроэкономическая теория, согласно которой экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть за счет снижения налогов и снятия запретов, создаваемых государственным регулированием. В таком случае потребитель получает больше товаров и услуг по меньшей цене[1].

Если налоги высоки, то производство невыгодно, и налоговые сборы падают до нуля, как если бы уровень налогообложения был равен нулю. Максимальный сбор налогов возможен при некотором промежуточном значении уровня налогообложения между 0 и 100 %. Поэтому к повышению налоговых сборов может привести как повышение, так и понижение налоговой ставки, и для предсказания эффекта изменений в налоговой политике надо проводить расчёты.[2]

Собственно термин экономика, ориентированная на предложение появился в 1970-х годах[3], а её основоположниками считают известных экономистов Роберта Манделла и Артура Лаффера.

Развитие экономической теории предложения началось в 1970-х годах в ответ на неудачи экономической политики США и других стран Запада, построенной на основе теории Дж. М. Кейнса. В этот период западная экономика переживала глубокий кризис, стагфляцию и обострение экономической и политической конкуренции со странами третьего мира, наиболее острым выражением которого был нефтяной кризис 1973 года[4]. Австрийская школа экономики предложила новую концепцию макроэкономики, корни которой уходили в учения ряда известных мыслителей прошлого, среди которых Ибн Хальдун, Джонатан Свифт, Дэвид Юм, Адам Смит, Александр Гамильтон[5].