Барлах, Эрнст


Эрнст Ба́рлах (нем. Ernst Barlach, 2 января 1870, Ведель, Гольштейн — 24 октября 1938, Росток) — немецкий скульптор, художник и писатель. Реалист и экспрессионист.

В 1888—1891 годах учился в Школе искусств и ремёсел в Гамбурге, в 1891—1895 годах — в дрезденской Академии изобразительных искусств (в мастерской Роберта Дитца), в 1895—1896 годах — в Париже, в академии Жюлиана[1]. В ранних скульптурах, керамике, графике был близок к югендстилю. В 1906 году по приглашению брата, работавшего в Харькове, посетил Россию (Харьков, Покотиловка, Константиновка, Белгород, Бахмут)[2]. В 1907 году стал членом «Берлинского сецессиона», сотрудничал в журнале «Симплициссимус»[1]. В 1909 году работал во Флоренции. Обратился к немецкой готике, оказавшей решающее воздействие на стиль его зрелых работ. В 1910 году поселился в Гюстрове, где прожил всю оставшуюся жизнь.

Из патриотических чувств поддержал мировую войну, в 1915—1916 годах воевал в пехоте, вернулся с фронта убеждённым пацифистом. В 1917 году в галерее Касирера прошла персональная выставка Барлаха, принесшая ему широкую известность"[1]. Был принят в члены Прусской академии художеств (1919), Мюнхенской академии изобразительных искусств (1925), получил премию Клейста (1924). Иллюстрировал «Фауста» Гёте (1923).

После прихода нацистов к власти антивоенный пафос работ Барлаха пришёл в столкновение с милитаристским духом «новой Германии». В 1937 году работы скульптора были изъяты из музеев, церквей и других общественных мест и осуждены как «дегенеративное искусство» (произведения Э. Барлаха и других художников-авангардистов экспонировались в 1937—1941 годах на передвижной выставке образцов «дегенеративного искусства» в 13 городах Германии). Несмотря на это, известно, что работы скульптора нравились Йозефу Геббельсу: в 1933 году он поставил на своём столе скульптуру Барлаха «Человек в бурю», а с началом гонений на скульптора, в 1936 году, перенес её в свой дом в Шваненвердере.

В 1938 году Барлах был вынужден выйти из Прусской академии искусств, работал тайком. Последнее время он тяжело болел. Умер от третьего инфаркта.

«Парящий ангел» — скульптора Эрнста Барлаха (1870—1938). Черты лица ангела повторяют облик художницы Кете Кольвиц, чей сын погиб через несколько дней после начала Первой мировой войны. Между Барлахом и Кельвиц существовало глубокое взаимопонимание, выражавшееся не столько в личном общении, сколько в нескрываемом, открытом почитании творчества друг друга. Скульптура была создана для собора в Гюстрове в 1927 году и является откликом на страдания матерей, потерявших детей в годы Первой мировой войны[3]. В 1937 году она была изъята и переплавлена для производства оружия. Позже по сохранившемуся гипсовому оригиналу были воспроизведены две скульптуры: для Кёльна и для Гюстрова.