Эрос и цивилизация


«Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (англ. Eros and Civilization: A Philosophical Inquiry into Freud) — книга Герберта Маркузе, немецко-американского социолога и философа, представителя франкфуртской школы[1]. Работа, впервые опубликованная в 1955 году, посвящена анализу стратегии развития западной цивилизации и изучению ее репрессивного характера и опирается на концепции З. Фрейда, К. Маркса и М. Хайдеггера. Идеи автора послужили философско-политической платформой для движения «новых левых»[2].

Маркузе рассматривает современное состояние цивилизации, основываясь на двух главных инстинктах в человеческой природе — сексуальных и деструктивных, Эросе и Танатосе. Полное и свободное удовлетворение данных влечений в условиях индустриальной цивилизации невозможно, общество подавляет их, заставляет служить себе путем сублимации Эроса и переориентирования Танатоса на внешний мир в форме труда. Репрессивный характер цивилизации согласно Маркузе вызван:

Маркузе призывает перестроить общество и отказаться от репрессивной цивилизации в пользу нерепрессивной, подчеркивая, что предпосылки для постепенного упразднения репрессии создаются достижениями самой репрессивной цивилизации — нужда побеждена, высокий уровень развития науки и техники, автоматизация человеческого труда отменяют необходимость изнурительной трудовой деятельности. На смену Прометею (символ производительности) должны прийти Орфей и Нарцисс (символы удовлетворения, творчества, радости, красоты), гармонизирующие отношения человека и природы. Фантазия и искусство символизируют собой «Великий отказ» — несогласие с подавлением и несвободой. Согласно идеям Маркузе, в нерепрессивной цивилизации произойдет примирение принципов реальности и удовольствия и освобождение Эроса, труд станет либидозным.

Критика общества потребления и идеологии индустриального общества, прозвучавшая в работе и затем дополненная в труде Маркузе «Одномерный человек», послужила идейной основой для движения новых левых[4][5]. В идее «Великого Отказа» новые левые находили опору своим бунтарским действиям[6].

Пауль Маттик, марксистский политический обозреватель, отмечает попытку Маркузе объединить идеи марксизма и фрейдизма, продолжая тем самым линию Вильгельма Райха. Маттик отмечает, что Маркузе интерпретирует идеи Зигмунда Фрейда шире, чем сам Фрейд, приписывая им революционный подтекст. Маркузе развивает уже существующие марксистские идеи, в частности, описание общества у него — завуалированное марксистское описание капитализма, тенденций его развития и противоречий. Он считает, что призыв Маркузе к противостоянию современному устройству общества остается лишь философским лозунгом, неприменимым на практике[7].