Эрот


Эро́т[2], также Э́рос[2] (др.-греч. Ἔρως, род. п. др.-греч. Ἔρωτος), Аму́р (лат. Amor), Купидо́н (лат. Cupido), — бог любви в древнегреческой мифологии[2]. Безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле[3][4].

Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви[27] или пылающим факелом.

В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию[28].

Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антероса, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антероса, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота»[29]. Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте[30].

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. В древности были знамениты статуи Эрота Праксителя и Лисиппа V—IV вв. до н. э. Павсаний писал о статуе Праксителя, подаренной феспийцам и вывезенной римлянами. Эроту посвящён LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и пленённой ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.

Образ Амура в виде нагого ребёнка — путто — используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель[31]. Образ Амура-юноши был популярен у римлян как символ возмужания и перехода от детства и юности к зрелости. Миф об Амуре и Психее повествует о единстве духовного и физического при верховенстве духовного начала у человека. Картины Рафаэля, Рубенса, художников «галантного века», скульптуры Кановы в большинстве своём иллюстрируют именно этот миф.