Факел


Фа́кел[1], Светоч[2] (нем. Fackel, лат. facula — горящая лучина[3]) — вид светильника, способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде, обычно — короткая палка с просмоленной паклей на одном конце для освещения или зажигания чего-либо.

Простейшая форма факела — пучок берёсты или лучин из смолистых пород деревьев, к примеру ель или сосна, связка соломы и тому подобное. Дальнейшим усовершенствованием является применение различных сортов смолы, воска и тому подобных горючих веществ. Иногда эти вещества служат простой обмазкой для факельного остова (роль которого играют твёрдые не горючие материалы, сталь, медь, свинец и тому подобное). В виде факела сжигают также отходы химических производств. Нефтяной светоч, факел — Маша́л. Изображение факела применяется в эмблематиике, как часть жертвенного огня (эмблемой жертвенности и светлой памяти об умерших) и, как источник света, символ света — светоч (символ знания, просвещения, образования, прогресса).

В древности факелы использовались для освещения помещений, при разных празднествах (например в честь Гефеста и Прометея (боги огня) афиняне устраивали особый факельный бег (lampadodromia)[4], для сигнализации на судах, для возвещения начала битвы. В средние века факелы являлись такими же необходимыми принадлежностями спутников владетельных особ и епископов, как и оружие. Специальную роль играли факелы в религиозных обрядах, связанных с культом огня и солнца; отсюда употребление факелов в весенних и летних празднествах у земледельческих народов.

В Греции, во время элевсинских празднеств, адепты Деметры и Персефоны обегали свои поля по всем направлениям с зажжёнными факелами в руках, очищая огнём свои нивы от дурных влияний враждебных духов. В греческих городах эти обряды принимали характер религиозных игр. Особенно торжественно обставлялись факелами церемонии в Афинах, где в честь Гефеста и Прометея устраивались бега с факелом, и победителем считался добежавший первый с непогасшим факелом.

В полной силе сохранились факельные обряды у крестьянского населения Европы вплоть до начала XX века. В некоторых местностях Франции крестьяне в первое воскресенье Великого поста обходили дороги и поля с зажжёнными факелами, предостерегая фруктовые деревья, что в случае неурожая они будут срублены и брошены в огонь. В других местностях Франции (в центральных департаментах, в Нормандии, Юре и так далее) подобные церемонии совершались с целью сделать деревья и нивы плодородными и обезопасить их от полевых мышей и червей.