Хаос (мифология)


Ха́ос (др.-греч. χάος от χαίνω, «раскрываться, разверзаться») — первоначальное состояние мира в мифологии многих народов мира, иногда персонифицируемое.

Представления об эпохе хаоса возникают в результате развития, конкретизации представлений о мифическом времени, особом начальном сакральном периоде, предшествующем эмпирическому (историческому) «профанному» времени[1].

Греческое χάος означает «пустота, пропасть, бездна», от глагола χαίνω, «зиять, быть широко раскрытым» и так далее, от пра-и.е. ghen-, родственного др.-англ. geanian, «зиять, разинуть», откуда современное yawn[2]. Ср. Procl. in Tim. «Древние называли космос пещерой, гарнизоном, гротом…»[3]

Гесиод и досократики использовали греческий термин в контексте космогонии. Хаос Гесиода часто интерпретируется как двигающаяся бесформенная масса, от которой происходят космос и боги, но Эрик Воеглин видит хаос как creatio ex nihilo (созданное из ничего)[4]. Термин tóhu wa-vóhu (ивр. תֹ֙הוּ֙ וָבֹ֔הוּ‎) в Книге Бытия 1:2 скорее означает состояние до сотворения мира, чем состояние вещества[5][6]. В Септуагинте χάος представляется в контексте сотворения вместо термина גיא (гай) — «пропасть, ущелье», использованного в Книге Михея 1:6 и Книге Захарии 14:4.Ахилл во Введении к «Феноменам» Арата отмечал, что Фалес Милетский и Ферекид Сирский «началом всего выставили воду. Её, как известно, Ферекид зовёт и Хаосом, вычитавши это, вероятно, у Гесиода»[7].

Как бы то ни было, термин chaos впервые был принят исследователями религий как отсылка к первоначальному состоянию до сотворения. В нём комбинируются отдельные упоминания первоначальных вод или первоначальной тьмы, от которой приходит новый порядок, и первоначальное состояние рассматривается как смесь противоположностей, таких как земля и небо, которые должны быть разделены божеством-создателем в акте сотворения[8]. В обоих случаях хаос упоминается как изначальное состояние космоса, in potentia, и должен быть сформирован демиургом до того, как мир может начать своё существование.

Эту модель первоначального состояния материи враждебно встречали Отцы Церкви со II века н. э., которые полагали творение из ничего всемогущим Богом[9].