Эроты


В древнегреческой религии и мифологии эроты (др.-греч. Ἒρωτες, мн. ч. от Ἔρως, «любовь, влечение») — это совокупность крылатых богов, связанных с любовью и любовными чувствами. Они часть свиты Афродиты, по своему происхождению они описываются либо как её дети, либо как дети нимф. Изначально, в эпоху предэллинизма, как бог любви описывался только Эрот (Эрос), позже, в эллинистическую эпоху, мифология усложнилась — и Эрос появляется во множественном числе[1]: различные типы и виды любовных чувств получили в сочинениях древнегреческих поэтов собственную персонификацию.

Бог Эрот рассматривается как предводитель Эротов. К их числу различные авторы относили следующих богов: Антероса (бога взаимной любви; по другим версиям — бога мести тем, кто не отвечает на любовь взаимностью, бога порождённой любовью ненависти)[2], Гедилога[d] (бога-покровителя слов любви и нежности), Гермафродита (изначально двуполого бога; по другим версиям — бога, ставшего двуполым после того, как он был слит в единый организм с влюблённой в него нимфой), Гименея (бога-покровителя брака и брачного ложа), Гимероса (бога отчаянной и порывистой любви), Потоса (бога любовной тоски, покровителя чувств к отсутствующему или умершему объекту влюблённости)[3].

В более поздних традициях западного искусства, Эроты становятся неотличимыми от фигур, также известных как Купидоны, аморини или аморетти[4][5].

Эроты — это группа крылатых богов в классической мифологии. Они ассоциируются с любовью и любовным желанием и являются частью свиты Афродиты. Индивидуальные эроты иногда связаны с определенными аспектами любви и часто связаны с однополым желанием[7]. Иногда Эроты рассматриваются как проявления единого бога, Эрота[8].

Истории о проказах и шалостях Эротов были популярной темой в эллинистической культуре, особенно во II веке до нашей эры[9]. Заклинания для привлечения или отталкивания Эротов использовались для того, чтобы вызвать любовь или наоборот[10]. Различные эроты представляли различные грани любви или желания, такие как безответная любовь (Himeros), взаимная любовь (Anteros) или тоска (Pothos)[6].

Эроты обычно изображались обнаженными, красивыми, крылатыми юношами[6]. Самые ранние известные скульптурные фризы, изображающие группу эротов и крылатых девушек, управляющих колесницами, запряженными козами, были созданы для украшения театров в Древней Греции во II веке до нашей эры[11]. Изображение Эротов в таких фризах стало обычным явлением, в том числе Эротов в сценах охоты[11]. Из-за их роли в классическом мифологическом пантеоне представление Эротов иногда бывает чисто символическим (указывающим на некоторую форму любви) или они могут изображаться как отдельные персонажи[12]. Присутствие Эротов в других не сексуальных изображениях, таких как две женщины, было истолковано как указание на гомоэротический подтекст[12]. В культе Афродиты в Малой Азии, иконографические изображения богини с тремя Эротами символизировали три царства, над которыми она владела: Землю, небо и воду[13].