Юбер, Жан


Жан Юбе́р (фр. Jean Huber, 13 января 1721, Женева21 августа 1786, Лозанна) — швейцарский художник и силуэтист, известный серией работ, изображающих Вольтера.

Родился в семье, происходившей из Шаффхаузена, но принадлежавшей к буржуазной верхушке Женевы с 1654 года. Был сыном Якова Юбера, члена Совета двухсот (фр. Rat der Zweihundert или фр. Conseil des Deux-Cents), и Катрин Васро де Венси. Жан Юбер поступил в 1738 году на военную службу в армию княжества Гессен-Кассель в полк гренадёров принца Фредерика, а позднее в 1741 году на военную службу короля Пьемонта Карла Эммануила III, за которого он воевал в звании капитана в Войне за австрийское наследство[1]. Он был взят в плен и освобождён после осады Кунео в Пьемонте в 1745 году. Жан Юбер женился в 1747 году на Marie-Louise Alléon-Guainieret, которая родила ему троих детей: Франсуа Юбера (1750-1831), известного в своё время энтомолога; Жана-Даниеля, пейзажиста и гравёра; девочку по имени Мадлен[1]. Проживал в Château de Vernaz, вблизи Женевы. В 1752 году стал членом Совета двухсот, а в 1756 году — его аудитором[2].

Юбер начал рисовать самоучкой в середине 1760-х годов. Его ранние картины изображают лошадей, сцены охоты, особенно соколиной[1]. Позже он испытал влияние творчества Жана Этьена Лиотара и Жана-Батиста Грёза. Юбер получил известность как создатель графических силуэтов. Художник пользовался большим успехом в Швейцарии и у иностранных коллекционеров. Талант позволял ему создавать самые сложные сцены: он мог воспроизвести густые леса и далекие горы, портреты имели несомненное сходство со своими моделями.

Художник был близко знаком с Иоганном Вольфгангом фон Гёте, Жаном Антуаном Кондорсе и Дени Дидро[3], имел тесные отношения с представителями английской аристократии[4]. Известны его многочисленные изображения Вольтера, которого он регулярно посещал с момента, когда тот поселился в Женеве в 1756 году, а затем в 1759 году переселился в Ферне (где жил до 1778 года). С 1769 года он создал серию картин, большое количество силуэтов и рисунков, представляющих Вольтера в его повседневной жизни[5].

Эта серия впоследствии пополнила коллекцию императрицы Екатерины II и была ей посвящена (серия из девяти картин получила название «Scènes domestiques de la vie de Voltaire» или «Voltairiade»). Сам художник получил прозвище Юбер-Вольтер (фр. Jean Huber-Voltaire). Художник обладал несомненным даром карикатуриста. Вольтер писал в 1772 году Мари де Виши-Шамро, маркизе Дюдеффан: «Он сделал меня посмешищем от одного конца Европы до другого»[1].

Юбер также сделал несколько автопортретов в технике пастельной живописи, которые хранятся в Историческом музее в Лозанне. Дипломат, публицист и критик Фридрих Мельхиор Гримм, который ценил его талант, сделал его творчество известным в Париже[6]. Ему удалось заинтересовать работами художника таких богатых ценителей, как королева Швеции и король Дании. Он же обратил на художника и внимание Екатерины II[1].