Юбилейная площадь (станция метро)


«Юбиле́йная пло́щадь» (бел. Юбілейная плошча) — конечная станция Зеленолужской линии Минского метрополитена. Является пересадочной на станцию «Фрунзенская» Автозаводской линии. Расположена на Юбилейной площади, на пересечении Сухой и Кальварийской улицы. Станция была открыта для пассажиров 7 ноября 2020 года[5]. Самая глубокая станция Минского метрополитена (глубина заложения — 20м[3]). «Юбилейная площадь», как и все остальные станции Зеленолужской линии, оборудована платформенными раздвижными дверьми. То же касается и перспективных станций[6].

Строительство станции началось в конце 2014 года[7][8]. По состоянию на апрель 2017 года при строительстве станции было извлечено 2/3 части необходимого грунта[9]. На февраль 2019 года строительство «Юбилейной площади» находилось в начальной стадии[10]. В мае 2019 года строительство станции только началось[11]. По состоянию на ноябрь 2019 года станция была готова на 50 %. В начале мая 2020 года основные строительные работы были завершены, за исключением пересадочных тоннелей на станцию «Фрунзенская». Готовность отделки — примерно 60 %.

Открытие станции метро было запланировано на 9 сентября 2020 года[12], но в итоге перенесено на ноябрь[13]. 6 ноября станция была торжественно открыта с участием Александра Лукашенко. 7 ноября станция метро была открыта для пассажиров.

Название станции сохраняет местный топоним — Юбилейная площадь. Площадь в старом Минске (в 1826 году) так назвали в честь важной даты: юбилея, 1500-летия, первого Вселенского собора, на котором утвердили символы христианской веры.

«Юбилейная площадь» — станция глубокого заложения, оснащённая по краям платформы прозрачными стеклянными автоматическими платформенными дверьми[14] для предотвращения падения пассажиров на пути. Станция является самой глубокой в Минском метрополитене — её глубина составляет 20 метров как перепад высот по вертикали от платформы до поверхности земли и до 32 метров от нижней точки «стены в грунте» до поверхности земли, то есть от самой глубокой точки в конструкциях станции (но это не считается глубиной заложения станции).

Эскалатор, поставленный из Солигорска, имеет высоту ступеней 20 см. Высота подъёма эскалатора — 14,1 м. Чтобы выйти на поверхность в наивысшей точке, нужно подняться на 47 ступеней (стандарт по 12 см).