Юго-Камский машиностроительный завод


Юго-Камский машиностроительный завод имени Лепсе — российское машиностроительное предприятие, производитель нефтепромыслового оборудования и трубопроводной арматуры.

Юго-Камский завод был основан в 1746 году братьями баронами Александром, Николаем и Сергеем Григорьевичами Строгановыми первоначально как медеплавильное и железоделательное предприятие[2]. Рядом с заводом, расположенным на реке Юг, в 58 км к юго-западу от Перми, возник посёлок Юго-Камский[3].

После раздела наследства А. Г. Строганова завод перешёл во владение княгини В. А. Шаховской. После смерти княгини в 1823 году владелицей завод стала её внучка княгиня В. П. Бутер-Радоли. В 1864 году собственником стал её сын граф А. П. Шувалов. В дальнейшем завод принадлежал его наследникам[1].

Плавка меди производилась в 6 печах. В 1767 году было выплавлено 1600 пудов меди, в 1789 году — 288 пуд. В 1793 году выплавка меди прекратилась из-за истощения рудников[3]. За весь период медеплавильного производства было произведено 44 368 пудов меди. В 1845 году на заводе было введено пудлингование. В 1860-е годы на были построены новые пудлинговые печи, паровые молоты, листокатальные, сварочные, тигельные печи, литейная мастерская с вагранкой, мартеновский цех. В 1883 году был установлен 2-тонный обжимной паровой молот, выписанный из Англии. В 1884 году было построено каменное здание прокатной фабрики. В качестве топлива, наряду с древесным углем, использовался антрацит. Организовано производство молотилок и приводов к ним. В начале XX века завод производил 400 тыс. пудов сортового железа, 120 тыс. ппудовуд кровельного железа, до 100 тыс. пудов посудного, сабанного, шабельного и иных сортов железа, а также молотилки, якоря, цепи и метизы[1].

После Октябрьской революции завод был национализирован, а в период гражданской войны разрушен. В 1924 году производство было восстановлено и продолжен выпуск сельскохозяйственных орудий. В 1930-е годы, после реконструкции предприятия, был налажен выпуск дорожных и строительных машин. После реконструкции предприятия в послевоенный период, завод стал специализироваться на выпуске нефтяного оборудования[4]. На базе завод было создано ООО «Юго-Камский машиностроительный завод»[3].