Южнобалтийская гипотеза


Южнобалтийская гипотеза[1][2] (также прибалтийско-славянская[3][4], балтийско-славянская[5]) происхождения варяжской Руси — одна из основных версий антинорманизма, предполагающая, что варяги, с которыми русские летописи связывают основание Древнерусского государства, являются славянами, выходцами с южного побережья Балтики. Целью гипотезы является, в частности, доказать славянскую природу русской государственности[3].

В рамках этого направления одним из основных[3] аргументов является этимология слова «варяг», выводимого из прибалтийско-славянских языков, от наименования племени вагры. Версия восходит к труду Сигизмунда фон Герберштейна. Лингвистически этимология не обоснована[6]. Другим аргументом является сходство керамики, строительной техники и технологии судостроительства западных славян с северорусским материалом, на основании чего утверждается о миграции западных славян на Русь, что связывается с призванием варягов. Однако эта керамика не распространялась на территории вагров[7]; привязки к варягам данные предполагаемые миграции не имеют; предположение об этих миграциях не получило общего признания археологов[8].

Немецкий дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в первой половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями. Герберштейн стал первым, кто отождествил варягов с западнославянским племенем вагров. Он писал об этом в своих «Записках о Московии», опираясь на соображения о славянской общности веры, обычаев и языка русских и вагров, отчего «русским естественно было призвать себе государями вагров»[9].

Автор «Киевского синопсиса» второй половины XVII века (предположительно киево-печерский архимандрит Иннокентий Гизель) вслед за западными авторами писал о балтийско-славянском происхождении варягов. Эта конструкция создала невразумительное изложение: «иные», не киевские, а новгородские, россы, следуя совету Гостомысла призвали варяжских — славянских по языку — князей, однако в «Синопсисе» сохранилась атрибуция последних, которая была характерна для русской литературы XVI века: три князя пришли «от Немец», а не от славян[10]. Балтийско-славянская версия отразилась в Ермолаевском списке Ипатьевской летописи, созданном в начале XVIII века[11], где под 1304 годом в рассказе о жене польского князя Лукерье говорится, что варяжское поморье находится у Старого града за Гданьском: «бо бе рода князей сербских, с Кашуб, от помория варязского от Стараго града за Кгданском»[12].