Юфер


Происхождение Юфера доподлинно неизвестно. Как утверждает (ссылаясь на документы РГАДА) в своей статье известный вятский краевед Василий Ефимович Глушков, мурза Юфер в 1504 году с большим отрядом татар прибыл в Москву на службу к великому князю Ивану III. Он принял христианство и, будучи татарским дворянином (титул «мурза»), женился на дочери московского дворянина Данилы Терентьевича Милославского по прозвищу «Козёл», великокнязяжеского по­сель­ского, уже через несколько лет ставшим великокняжеским дьяком.

Юфер имел семерых сыновей, которые также женились на дочерях именитых купцов и бояр. Один из правнуков Юфера протопоп Аггей, получив духовное образование в Москве, в чине иерея назначен в город Хлынов на должность патриаршего приказчика (десятильника), которую он занимает уже точно в 1593 году (имеются Храмоздатная грамота этого года с его подписью в сборнике документов «Іерархія Вят. еп. Прот. Никитникова», г. Вятка, 1863 г., стр. 93) и вплоть до своей смерти в 1604 году. Сын Аггея протопоп Софон, а позже (с 1615 по 1619) и его сын протопоп Степан также занимали эту должность — высшего духовного лица Вятской земли. Их дети и внуки руководили приходами во многих церквях губернии. Догие годы это будет влиятельнейшая священническая династия Вятки.

Одна из дочерей Аггея вышла замуж за боярина Фёдора Елизарова. Их сын Григорий в 1607 и 1610 будет думным дьяком царя Василия Шуйского.

В 1614—1615 Степан Юферев сопровождал по указу царя Михаила Фёдоровича Великорецкий образ Николая Чудотворца из Хлынова в Москву и обратно. В «Повести о Великорецкой иконе» сказано: «А к Москве ездили с чюдотворным сим образом протопоп Стефан Софонеев сын Юферев, да поп Митрофан Лопатин, …»

В дальнейшем род Юферевых разделился на священнический, крестьянский и дворянский. Одна ветвь Юферовых, внесена в III часть «Родословной книги Казанской губернии», вторая во II часть «Родословной книги Херсонской губернии».