Якутск (дубель-шлюпка)


«Якутск»дубель-шлюпка, построена для Ленско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции под руководством капитан-командора Витуса Беринга, целью которого было обследования побережья от устья Лены до Енисея.

Дубель-шлюпка «Якутск» была построена в 1735 году в Якутске. Длина – 21,4 м; ширина – 5,5 м; глубина трюма – 2 м.[1] Строительство велось под руководством корабельного мастера Ф. Ф. Козлова. На основании изучения шканечных (вахтенных) журналов, сохранившихся в архиве, известный историк В. А. Троицкий составил описание «Якутска». По его мнению, это было двухмачтовое судно, обшивка которого была изготовлена из лиственницы, а набор – из сосны и ели. Парусное вооружение состояло из грота, фока, стакселя, кливера и топселей. Для движения в безветренную погоду использовались весла – по 12 с каждого борта. Управление осуществлялось с помощью румпеля с крыши кормовой каюты. На судне находилось две шлюпки – ялбота, один из которых поднимался на палубу, а второй буксировался за кормой. Артиллерийское вооружение состояло из четырех фальконетов, размещенных попарно на носу и корме. Экипаж состоял из 17 человек (3 офицера, 5 унтер-офицеров и 9 матросов). В качестве гребцов на судно направили 28 солдат из Якутского и Тобольского гарнизонов.[2]

14 августа 1735 года «Якутск» с экипажем 50 человек вышлел в открытое море, но в связи с изменением погоды почти сразу встал вопрос о зимовке. Местом для этого было выбрано устье Оленека. Река освободилась от льда только через год — выйти в море удалось 3 августа 1736 года. 19 августа была достигнута самая северная точка, достигнутая кораблями всей Северной экспедиции — 77°29'. Повернули обратно, но из-за скопления льдов и позднего времени плавания в данных широтах не найдя подходящего места зимовки, 25 августа вернулись к устью Оленека, а 29 августа после неудачной попытки высадиться Прончищев сломал ногу и менее чем через сутки скончался. Главой отряда стал Челюскин, только 6 сентября экипажу судна удалось войти в реку и расположиться на зимовку.[2][3]

В декабре 1736 года Челюскин выехал в Якутск с докладом Берингу, прибыв туда только в июне, когда Беринга там уже не оказалось — тем временем два года, отведённые экспедиции, истекли, а основных целей отряд так и не добился. По решению из Санкт-Петербурга, срок исследований был продлён ещё на 4 года, при невозможности же плавания на судне предписывалось его оставить и продолжить исследования сухим путём от Хатанги до Енисея. Новым начальником отряда был назначен Харитон Лаптев.[2][3]

В июне 1739 года отряд под его руководством в составе 47 человек – почти все участники плавания Прончищева – вышел в море на дубель-шлюпке из Якутска. 21 августа экспедиция достигла мыса, названного мысом Фаддея; на нем соорудили каменный маяк. Из-за льдов «Якутску» пришлось вернуться в низовья реки Хатанги, где отряд остался на зимовку у реки Блудной.[2][3]