Прончищев, Василий Васильевич


Васи́лий Васи́льевич Про́нчищев (1702 — 29 августа (9 сентября) 1736) — русский полярный исследователь Арктики и морской офицер.

Родился в 1702 году в усадьбе Богимово Тарусского уезда (в 12 километрах от города Алексина; ныне — в Ферзиковском районе Калужской области) в дворянской семье Прончищевых. Был пятым ребёнком в семье. В апреле 1716 года поступил учеником в Навигацкую школу в Москве, располагавшуюся в Сухаревской башне.

В 1718 году был переведён в Санкт-Петербург в Морскую академию (учился с Челюскиным, Харитоном и Дмитрием Лаптевыми) и в марте 1718 года стал гардемарином. Был одним из лучших учеников Академии. С 1718 по 1724 год ходил штурманским учеником на Балтийском флоте на шнявах «Диана» и «Фалк», бригантине «Бернгардус», на кораблях «Ягудиил», «Уриил», «Принц Евгений», гукоре «Кроншлот». В 1722 году участвовал в Персидском походе Петра.

В 1727 году произведён в подштурманы. Вошёл в комиссию по аттестации чинов флота. В 1730 году представлен к званию штурмана 3 ранга. Василий Прончищев служил на пакетботе «Почтальон», совершавшем регулярные рейсы Санкт Петербург — Любек. В 1732 году служит на корабле «Фридрихштадт», на фрегате «Эсперанса»[2].

В 1732 году Прончищев подал прошение о зачислении в состав Великой Северной экспедиции. В 1733 году он был произведён в лейтенанты и зачислен в состав Великой Северной экспедиции, это ускорило его свадьбу с Татьяной Кондыревой. Поскольку экспедиция была рассчитана на 6 лет, многие из офицеров и некоторые из нижних чинов ехали в Сибирь в сопровождении семей. Также поступил и Прончищев, взяв с собой жену. В 1733 году он отправился из Петербурга в Москву, далее — в Тобольск, откуда отправился далее в Якутск, куда и прибыл в мае 1734 года. Конец 1734 года прошёл в подготовке экспедиции, Прончищев стал начальником отряда, который должен был найти морской путь из Лены в Енисей, для этого он должен был обогнуть совершенно неизвестный тогда полуостров Таймыр.

30 июня 1735 года Прончищев отправился из Якутска вниз по Лене на дубель-шлюпке «Якутск». «Якутск» имел длину 21,4 метра, ширину 4,6 метра, осадку 2,1 метра и мог ходить под парусами и на вёслах. Рулевое управление — румпельное с талями на крыше надстройки, имевшейся на юте, двенадцать пар вёсел и парусное вооружение, подобное тендерному. На борту имелось два ялбота, на палубе были установлены четыре трёхфунтовые фальконеты, изготовленные на демидовском заводе. Экипаж «Якутска» составлял 57 человек, в том числе штурман Семён Челюскин и геодезист Никифор Чекин.