Янг, Джон


Джон Уоттс Янг (англ. John Watts Young; 24 сентября 1930, Сан-Франциско, Калифорния, США — 5 января 2018, Хьюстон, Техас, США) — астронавт США. Капитан 1 ранга ВМФ США в отставке.

Джон Янг — член «второй группы астронавтов» и первый из них, кто полетел в космос, сначала в качестве второго пилота «Джемини-3». Второй полёт он совершил в качестве командира «Джемини-10». Джон Янг был во второй тройке астронавтов, вышедших на орбиту вокруг Луны. Он второй человек из трёх, слетавших к Луне дважды, но первый из двух, кто при втором полёте успешно высадился на Луну (Джеймс Ловелл не смог высадиться из-за аварии «Аполлона-13»). Джон Янг — девятый астронавт, ступивший на поверхность Луны, и один из трёх человек, водивших по её поверхности лунный автомобиль. Он первый командир корабля «Спейс Шаттл» STS-1. Янг — первый человек, совершивший пятый (1981) и шестой (1983) космический полёт. В шестом полёте он руководил первым в мире экипажем из шести человек STS-9. Он также первый и единственный человек, управлявший космическими аппаратами четырёх разных типов — «Джемини», командный модуль «Аполлона-10», лунный модуль «Аполлона-16» и «Спейс Шаттл». Этот рекорд вряд ли будет побит, поскольку в наши дни типы космических кораблей так быстро не меняются.[источник не указан 1349 дней] Всё это делает Джона Янга человеком с самой яркой и многогранной космической карьерой в истории[7]. Кроме того, он дольше всех прослужил в НАСА — 42 года.

Джон Янг окончил школу в Орландо, Флорида. В 1952 году он с отличием окончил Технологический институт Джорджии и получил степень бакалавра самолётостроения. После годичной службы в Военно-морских силах США офицером пункта управления огнём на эсминце он научился летать на авиастанции учебного командования авиации ВМС в Пенсаколе, овладев управлением палубным вертолётом. В июне 1954 Янг поступил в школу повышенной подготовки на авиастанции Корпус-Кристи и с января 1955 служил пилотом палубных истребителей в 103-й истребительной эскадрилье.

В феврале 1959 был направлен в школу лётчиков-испытателей на авиастанции Пэтьюксент-Ривер, и в последующие три года служил в Лётно-испытательном центре ВМС США. Испытывая новый истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II, в феврале—апреле 1962 года Янг поставил два мировых рекорда по скорости набора высоты, утверждённых ФАИ[8].


Джон Янг салютует флагу в прыжке