Яндекс.Словари


Яндекс.Словари — служба поиска информации в энциклопедиях, справочниках, на интернет-сайтах энциклопедического содержания и в словарях иностранных языков, созданная российской компанией «Яндекс». Открыта в июне 2005 года в результате объединения сервисов «Яндекс.Лингво» и «Яндекс.Энциклопедии» и закрыта в марте 2016 года из-за разногласий с правообладателями, а его некоторые функции были перенесены на Яндекс Переводчик.

История «Словарей» началась в 2001 года с запуска двух отдельных проектов — «Яндекс.Лингво» и «Яндекс.Энциклопедии»[1]. Сервис «Лингво» был разработан совместно с ABBYY и представлял собой онлайн-версию словарей ABBYY Lingvo, дополненную поисковой технологией Яндекса. Он был запущен в июле 2001 года и последовательно развивался: увеличивалось число поддерживаемых языков, пополнялась база специализированных словарей и словарей общей лексики[2]. «Энциклопедии» запустились 1 сентября 2001 года и искали информацию в справочных и энциклопедических изданиях. Первыми партнёрами сервиса стали энциклопедический портал «Рубрикон», компании «Новый Диск», EDI-Press и «Правовые технологии», которые предоставили материалы «Большой советской энциклопедии», «Малой медицинской энциклопедии», Словаря Даля, энциклопедического словаря «История Отечества», энциклопедического словаря «Всемирная история», словаря «Политические деятели России 1917», «Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», «Словаря основных уголовно-процессуальных понятия и терминов» и комплекса экономических и финансовых словарей[3][4].

В июне 2005 года «Яндекс» создал на базе «Лингво» и «Энциклопедии» единую службу поиска «Яндекс.Словари». На момент объединения база двух сервисов включала 20 энциклопедий, тематических и толковых словарей и 20 словарей иностранных языков, в совокупности содержавшие 2,3 млн словарных статей[5]. После запуска «СЛоварей» компания начала работу над публичной электронной библиотекой справочной литературы на его базе. На покупку прав, оцифровку и публикацию изданий на платформе сервиса компания выделила 1 млн долларов, которые планировалось потратить в течение 2 лет. Подбором словарей занимался редакционный совет, оцифровкой и сверкой текста — НТЦ «Информрегистр», один из создателей Фундаментальной электронной библиотеки. К этому времени с «Яндексом» работали издательства «Книжный дом», «Скифия», «У-Фактория», «Локид-пресс», «Рипол-классик», «Вече», «Комкнига» и авторы, сотрудничавшие с издательствами «Эксмо», «Юрист», «АСТ», «Столица-принт», «Школа-пресс» и «Юридическая литература». За год библиотека словарей выросла до 49 изданий с 2,96 млн словарных статей[6][7]. К концу 2007 года «Словари» осуществляли поиск по материалам 57 энциклопедий, тематических и толковых словарей[8]. По данным TNS, на август 2010 года ежемесячная аудитория сервиса превышала 3,7 миллионов пользователей[9].